Главная / Инвестиции / Повозили и хватит

Примером одного из технологических скачков можно считать появление на рынке в конце 1990-х строительных материалов из тонколистового стального проката. Эти материалы быстро прижились, и во многом за счет строителей (они потребляют 45% проката): так, с 2000 по 2006 год объем потребления оцинкованного проката в стране увеличился втрое, среднегодовой темп прироста потребления составил 20%.


Крестьяне кроют тесом, устанавливая стреху (нижние концы теснин) в желоб и запуская верхние под конь (оборотный желоб), либо под гвоздь, на гвоздь, т.е. пришивая тес к лагвинам. Соломою кроют ворохом, наваливая склоченную солому и прижимая ее после нагнетом, ветреницами либо витиями. Кроют и понемецки, под щетку, расчесанными пучками, прикрученными к лагвинам, и с обрубом страхи. Под смазку, т.е. соломою с глиной, у нас кроют мало: едва ли это по климату», — так описывает Даль распространенные технологии обустройства кровли двухвековой давности. Эволюционируют они с тех пор в таких направлениях: материалы становятся более долговечными, а процесс — менее трудоемким.

Кто как кроет
По оценке коммерческого директора ООО «Производственная Группа СоюзПрофиль» Олега Елфимова, объем рынка переработки тонколистовой оцинкованной и окрашенной стали в УрФО в 2006 году составил 250 тыс. тонн, прогноз этого года 270 — 280 тыс. тонн.

В прошлом году потребление оцинкованного проката выросло на 7% до 2 млн тонн, прогноз на этот год — плюс около 10%. За этот же период объем рынка проката с полимерным покрытием увеличился примерно в десять раз. Потребление в прошлом году по разным оценкам достигло 800 — 900 тыс. тонн. Виды на 2007й — до 1 млн тонн.

Приоритет отечественных производителей — норма для всего российского рынка стройматериалов из стального профиля: они держат более 75%. Причем, как отмечает коммерческий директор ООО «Металл Профиль Урал» Тарас Модин, среди иностранцев больше всего тех, кто перерабатывает российский профиль на нашей же территории и реализует продукцию под международным брендом. Доля чистого импорта на рынке — около 5% и постоянно сокращается. Вполне вероятно, что в обозримой перспективе она сойдет на нет.

Основных игроков на рынке УралоЗападносибирского региона около десятка. Ярко выраженные лидеры — ООО «Металл Профиль Урал» (входит в федеральную группу компаний «Металл Профиль»), из крупных регионалов — ОАО «ЧЗПСНПрофнастил» и ЗАО «ИНСИ» (оба — Челябинск), ООО «Производственная Группа СоюзПрофиль» (Екатеринбург), ижевский завод профнастила «Металлкомплект». По оценкам участников рынка, суммарная доля лидеров приближается к 80%. Остальное по преимуществу поставляют производители иногородние (в основном московские, самарские и нижегородские) и иностранные (например, финский концерна Ruukki). Доля небольших локальных компаний невелика.

Среди лидеров по первому направлению выделим «Металл Профиль Урал», ЧЗПСН и «ИНСИ», по второму — «Стилмастер» и «АРСПром». «СоюзПрофиль» позиционируется как универсальная компания.


— Для производственных компаний нашего региона характерна более глубокая и узкая специализация по ассортименту, — указывает Олег Елфимов. — Одни развивают кровельное и фасадное направление (металлочерепица, профнастил, сайдинг, фасадные панели и др.), другие — строительные профили (для гипсокартона и, вентилируемых фасадов) и армирующие (для пластиковых окон).

На все четыре стороныХарактерная черта рынка — широкая география бизнеса игроков и активная межрегиональная экспансия. «Все местные производители кровельных и фасадных материалов не только снабжают Уральский регион, но и выходят далеко за его пределы, открывая филиалы в других городах, создавая сеть представительств, заключая дилерские договоры с компаниями на местах», — утверждает Олег Елфимов.

Однако тенденция меняется: компании, перерабатывающие прокат, стремятся производить полный комплекс металлоконструкций, стеновых и кровельных материалов для строительства под ключ.


Хотя транспортное плечо кровельных и фасадных материалов (1,2 — 1,5 тыс. километров и более) позволяет возить их в Центральный и Поволжский федеральные округа, объем поставок с Урала в этих районах невелик. Как пояснил Олег Елфимов, там, как и на юге страны, много своих производителей, и конкурировать с ними по ценам изза перевозки сложно. Поэтому, рассказал Тарас Модин, территориальное расширение бизнеса уральских производителей ориентировано в первую очередь на север, в Тюменскую область с округами. Здесь собственных крупных производителей нет, а потребность в кровельных и фасадных материалах велика. Причина в том, что короткий сезон плюс большие объемы промзастройки обуславливают активное развитие технологий быстрого строительства, а в них изделия из стального профиля используются особенно широко.

Так, «Металл Профиль Урал» последовательно реализует стратегию развития дилерской сети и открытия новых офисов продаж в крупных городах Уральского региона: в преддверии нового строительного сезона появился филиал в Ижевске и дополнительный офиссклад в Екатеринбурге. А «СоюзПрофиль» в феврале перенес линию по производству металлочерепицы и доборных элементов из города Коркино Челябинской области в Екатеринбург. Цель — стать ближе к потребителям в столице Урала, где строительство с применением современных материалов идет активнее. Соседними регионами интересы местных производителей не исчерпываются. Например, «ИНСИ» открыла в январе четырнадцатый по счету филиал в Москве.

На пороге зрелостиПока рынок по большей части развивается экстенсивно: крупные игроки динамично наращивают объемы за счет расширения потребления (ежегодно объем строитель-ства растет примерно на 10%) и замещения традиционных материалов. например, доля в общем объеме кровли сокращается, а металлочерепицы растет. Но потенциал еще велик: около 50% российских крыш кроется шифером, 20% — железом.

Второе направление — Восточная и Западная Сибирь. Некоторые производители дошли и до Дальнего Востока. Традиционно экспорт уральской строй-индустрии ориентирован на Казахстан: эта страна при рекордных темпах строительной отрасли имеет относительно слабую производственную базу, поэтому поглощает огромное количество стройматериалов, произведенных за ее пределами. Металлический профиль — не исключение: его потребление в прошлом году выросло там на 44%. Большинство уральских игроков называют казахский рынок в числе приоритетов. Как рассказал Тарас Модин, особенно активно на нем работают челябинские и екатеринбургские производители: используют преимущества географического положения.

Как считают топ-менеджеры компанийлидеров, конкуренция достигла того уровня, когда появление новых игроков и строительство производственных площадок с нуля можно считать маловероятным.


Конкуренция на рынке уже достаточно напряженная. Одно из проявлений — относительно низкие цены на готовую продукцию. Несмотря на строительный бум, который позволяет производителям других видов стройматериалов взвинчивать цены (самые одиозные примеры — цемент и арматура), изделия из тонколистового стального проката дорожают параллельно с инфляцией. По словам Олега Елфимова, держать низкие цены позволяет крупный масштаб игроков, занимающих львиную долю рынка: «Это связано с объемами, которыми оперируют такие компании. чем больше оборот (объем производства), тем ниже себестоимость продукции и меньше цену можно предложить. Все это ведет к усилению конкуренции, значительному снижению наценки при продажах».

Условия ведения бизнеса металлопереработки трудно назвать тепличными. Одна из насущных проблем — сырье. Основных производителей тонколистового проката немного (тройка лидеров ММК, НЛМК, Северсталь). Традиционной чертой рынка стал не слишком острый, но заметный дефицит, усиливающийся в строительный сезон. В качестве главного доказательства его существования участники рынка приводят структуру экспорта и импорта проката: первый год от года сокращается, второй — растет. Объемы импорта в прошлом году достигли рекордного уровня. Импортным прокатом обеспечено порядка четверти всех объемов потребления — из стран СНГ и дальнего зарубежья завезено около 490 тыс. тонн проката.

А вот мощности и ассортимент существующих производств, по общему убеждению, будут расти. Тарас Модин уверен, что количество игроков на рынке не только не увеличится, но и несколько сократится за счет вытеснения с рынка части мелких локальных производителей.

Союз экономии и творчестваКонкуренция в сегменте обострится. Темпы роста бизнеса игроков год-два будут держаться, затем, по прогнозу Тараса Модина, могут замедлиться. Одно из вероятных последствий — дальнейшая консолидация.




Рынок уже локализуется. Крупнейшие будут стремиться занять максимально большую долю «родного» рынка и близлежащих территорий. Плечо перевозки материалов станет уменьшаться, сокращающаяся маржа переработчиков (большинство из них считает, что цены на сырье будут попрежнему расти быстрее, чем на готовую продукцию) не позволит им нести дополнительные транспортные расходы. Усиление позиций региональных игроков на локальных рынках в первую очередь ударит по мелким производителям. До сих пор они были успешны в основном за счет продукции низкого ценового сегмента, но крупные региональные производители намерены в ближайшей перспективе развивать товарные линейки эконом-класса, и в нише завяжется нешуточная конкурентная борьба.

Преодолеть дефицит не помогает даже ввод новых мощностей: спрос растет быстрее. Естественным следствием становится более высокая, по сравнению с инфляцией, динамика цен на прокат. В результате маржа переработчиков снижается. В прошлом году несколько небольших предприятий в России, выпускавшие продукцию низшего ценового сегмента, уже закрылись: цены на прокат вплотную приблизились к ценам на стройматериалы, производство стало нерентабельным.

Олег Елфимов уверен: «Одним из главных аспектов развития металлоперерабатывающих компаний станет творческий подход. Это разработка и освоение новых технологий, ассортиментных позиций, повышение качества продукции». Практика показывает: новые оригинальные виды продукции находят потребителя. К примеру, пару лет назад компания «СоюзПрофиль» начала выпускать модульную металлочерепицу, которая в отличие от обычной позволяет экономить на нахлесте листов до 12 см материала. Это привлекло потребителя, и сейчас практически все игроки освоили производство такой продукции. Еще пример: производство кровельных и фасадных материалов из оцинкованной стали с декоративным полимерным покрытием (под камень, кирпич, дерево, мрамор, патинированную медь и др.). Такое разнообразие значительно расширяет возможности архитекторов и дизайнеров.

По большому счету, игроки находятся в равных внешних условиях. Список производителей сырья невелик. Как прокомментировал Тарас Модин, «металлопереработчики стараются закупать прокат у разных российских производителей, но их список у всех примерно одинаков». Так что выиграть что-то на закупочных ценах вряд ли получится. Расширять спектр производимой продукции до бесконечности тоже невозможно: перечень востребованных конструктивных элементов конечен. Что делать игрокам, чтобы не просто остаться на плаву, но и усилить позиции?

Наконец, все более актуальным становится развитие сервисной составляющей бизнеса. Ведущие игроки начнут постепенно эволюционировать из металлоперерабатывающих компаний в сервисные металлоцентры. На рынке будет востребована возможность выполнения переработчиками мелкосерийных и нестандартных заказов с высокой скоростью. Дополнительные преимущества получат компании, внедрившие полноценные ERP и CRMсистемы, позволяющие производителям планировать «от заказа» и соблюдать сроки с точностью до дня, а клиентам — знакомиться с ходом выполнения заказов в режиме реального времени.

В условиях сокращения маржи производителей и необходимости расширять производство материалов эконом-класса (наметившийся бум индивидуального жилищного строительства делает этот сегмент особенно перспективным) игрокам придется особое внимание уделять сокращению издержек. Пользу принесет весь инструментарий: внедрение технологий бережливого производства и ИТ, сокращение складских запасов и оптимизация логистических цепочек, усиление входного контроля качества сырья и унификация взаимоотношений с дилерами.

Потребители стройматериалов из металлического профиля делятся на три группы. Первая — крупные строительные фирмы. Они хорошо знакомы с потребляемой продукцией, имеют сложившиеся связи с поставщиками. Основные критерии для них — качество, гарантия ритмичности поставок. Ценовой фактор вторичен. Вторая группа — небольшие строительные фирмы, работающие на единичных объектах. Для них, как правило, основным критерием выбора служит низкая цена. Третья группа — физические лица, самостоятельно или с привлечением бригад строителей строящие дом, дачу или придомовые постройки. Эти клиенты при выборе руководствуются ценой, но не менее важны для них престижность и внешний вид материала.

Строительный сортамент из тонколистового проката(плоский строительный сортамент) изготавливают из двух видов сталей: оцинкованной и окрашенной (полимерной). Бизнес строится на закупке у производителей крупных партий проката, резке и обработке его до состояния готовых конструктивных элементов, которые через торговые дома или дилеров поступают на стройплощадки. Торговая линейка включает металлочерепицу, профнастил, сайдинг, фасадные и стеновые панели, фасадный профиль, фасадные кассеты, доборные элементы кровли, водосливные элементы и др. Стройматериалы активно используются при возведении объектов коммерческой и жилой недвижимости, в том числе индивидуальной.


Дорогу осилит идущий Худо с добром Дороги и деньги Уловка-122 Ручная работа Счет на миллион Монополист местного масштаба Коммуникативный ликбез Конкуренция на молочном рынке Урала растет

Главная / Инвестиции