Главная / Инвестиции / Гармонизация пространства



Дмитрий Милованцев


Дмитрий Александрович, с однойстороны, связь имеет прикладной технический и технологический характер,с другой — обеспечивает рост качества жизни населения. Как это отраженов государственной политике?

Приходится констатировать: нормативная база, дажесозданная недавно или создающаяся сейчас, регулирует отрасльпо принципу «as is», то есть является реакцией на данность,представленную в экономическом пространстве. Но мы четко понимаем:отрасль сильно меняется, и в первую очередь за счет постояннопоявляющихся инновационных технологических решений. Наша задача — чтобызаконодательство поспевало за развитием технологий. Сейчасзаканчивается процесс формирования нормативной базы, которая будетрегулировать отрасль по крайней мере в ближайшие два-три года.

— Государственная политика ставит перед отраслью двеключевые задачи: обеспечить свободу доступа всех производителей услугк потребителю и легкость доступа потребителя ко всей существующейинфраструктуре. Развитие отрасли переходит от количественныхпоказателей к качественным. Когда-тотелеграф связывал людей по принципу точка — точка. Затем появилисьтехнологии, реализующие связь по принципу точка — множество точек:возникла система массовых коммуникаций — телевидение, радио. Сейчасформируется система, работающая по принципу множество точек — множествоточек: масса производителей информационных продуктов работаетодновременно на множественную аудиторию. И поддержка отрасли, в томчисле регуляторные механизмы, должна отражать эти новые тенденции,обеспечивать свободу доступа любого производителя информационных услугк абоненту, которого уже правильнее называть «получатель контента».

— Задача любого нормотворчества — достичь определеннойгармонии в интересах обеих сторон. Мы ставим перед собой задачуразвития инфраструктуры прежде всего на локальных рынках, гдеее очевидно недостаточно. Эта задача решается как за счет прямогоперераспределения средств из доходных сегментов (к примеру, дальнейсвязи), в менее доходные, во всех странах субсидируемые (в частности,в связь на селе). Так и косвенно — за счет нормативного регулирования:через лицензионную политику мы перемещаем более «продвинутые» сегментысвязи на местные рынки. То есть задействуем экономические механизмысмещения приоритетов. А в результате, скажем, либерализация рынкадальней связи неизбежно приведет к падению цен на дальний трафик.

Сообразим на двоих — Чьи интересы в большей степени отражает обновляющаяся нормативно-правовая база отрасли — потребителя или бизнеса?

— В течение этого года закончится вся подготовительнаяработа. Мы рассчитываем, что в этом году будут выданы первые лицензии.Нам надо выпустить все документы, которые сейчас находятсяв правительстве, прежде всего связанные с лицензированием услугв области связи. И надо пройти небольшой, но тяжелый путь —модернизировать договорные отношения между операторами. Сегодня, когдана рынке дальней связи работают Ростелеком и Связьинвест, который черезсвою восьмерку инициирует, пропускает и приземляет звонок, можностроить внутренние договорные отношения по принципу доверительности,не оговаривая детально все аспекты. Однако с либерализацией рынкадолжны появиться рыночные договоры. Эта работа потребует значительныхусилий, но мы предполагаем справиться с ней за год.

— О необходимости разрушения монополии госкомпании «Ростелеком» на рынке дальней связи говорят уже давно. Когда это произойдет?

Предупрежден — значит вооружен — Гармонизатором отношений между потребителеми бизнесом выступает государство. Всегда ли у него это получается?Например, правительственный перечень услуг связи, подлежащихлицензированию, вызвал негативную реакцию компаний, которые занимаются IP-телефонией. Подобные законопроекты согласуются с бизнес-сообществом?

Либерализацию дальней связи планируется проводитьпо принципу выбора префикса, так, чтобы абонент, звоня в другой город,мог выбрать того производителя контента, который ему выгоднее,интереснее или просто больше нравится. Привычная восьмерка, скореевсего, будет заменена на ноль, как во всем мире. А дальше потребительсможет выбирать. Условно: набрал «01» — попал в сеть Ростелекома,«02» — в сеть Транстелекома, и так далее. Более того, начиная с дальнейсвязи, мы обеспечиваем доступ через телефонную сеть к производителямконтента других типов и наоборот. Так, имея доступ к дальней связи,вы автоматически сможете, набрав, к примеру, «007», попасть в сеть какого-нибудь интернет-провайдера.

— Обсуждения носят совещательный характер или бизнес может влиять на законотворческий процесс?

— Да. В частности, по перечню услуг, подлежащихлицензированию, дискуссии только на моей памяти проводились раз десять,как на площадке министерства с приглашением всех отраслевых ассоциаций,в том числе и объединяющих малых операторов связи, так и на стороннихплощадках, в частности на Телеком-форуме,который собирает практически всех производителей и потребителейтелекоммуникационного оборудования и услуг (один из наиболееавторитетных интернет-порталов, действует более десяти лет. - Ред. ).

Что касается IP-телефонии, здесь особая ситуация. В свое время IP-операторыдействовали вообще вне пределов правового поля. Они работалипо телематическим лицензиям, которые не подразумевают возможностипередачи голоса. А IP-телефония —;это передача голосового трафика. То есть операторы нарушали условиялицензий. Таким образом, очень серьезные риски имели и операторы,и компании, которые с ними взаимодействовали, и отдельные потребители.До определенного момента мы относились к этому либерально. Но сейчаспоявляются серьезные проблемы: есть вероятность дискредитировать рыноксвязи в целом за счет того, что действия операторов фактическипротиворечат существующей нормативной базе. Включение IP-телефониив список лицензируемых услуг приводит работу операторов, оказывающихэти услуги, в соответствие с действующим законодательством. Тяжелобудет выполнить эти требования? Наверное, небольшим компаниям тяжело.Можно их выполнить? В общем, можно.

— Практика показывает, что коррективы вносятся, и порой достаточно серьезные.

— Основная беда в том, что монополия на рынке местнойсвязи создается искусственно. В основном она порождена нерыночнымитарифами на местную связь. Средняя цена за телефонную линию длянаселения — около 10 долларов в месяц, из них абонентская плата за всегородские соединения — всего пять долларов. Коммерческим компаниямневыгодно выходить на рынок местной связи, за исключениемкорпоративного сектора, рынка мелкого предпринимательства и элитнойжилой застройки. Местный рынок невыгоден даже в городах, не говоря ужео сельской местности, где расстояния (значит, издержки) больше,а плотность населения (значит, интенсивность пользования услугами)меньше. Условия для развития конкуренции просто не складываются.Поэтому одна из наших задач — выработать механизм, который позволитотказаться от регулирования тарифов на местную связь, но при этомобеспечит права социально незащищенных слоев населения.

Социально озабоченный монополист— Помимо услуг дальней связи, есть еще одинсектор, который можно охарактеризовать если не как монопольный,то с явным доминированием крупного игрока — Связьинвеста. Это услугиместной связи населению. Будет ли происходить либерализация этогорынка? Какими методами и средствами?

— Я не стал бы утверждать, что подобный механизм начнетреализовываться в течение ближайших месяцев. Но чем скорее мы решимпроблему, тем лучше. Иначе сохранится искусственно созданноемонопольное положение региональных компаний Связьинвеста на рынкеместной связи. Причем ни им самим, ни правительству это положениерадости не приносит. Повторю: мы вынуждены компенсировать искусственныенерыночные тарифы на местную связь за счет нерыночных отношений игроковна рынке дальней связи.

— Отмена тарифного регулирования можети не привести к формированию конкурентной среды, но именно она —основное условие развития рынка. У министерства есть конкретныепредставления об этом механизме?

Тогда и одинаковые по качеству услуги, оказываемыес использованием разных технологий, будут стоить одинаково, как этодолжно быть. Это иллюзия, что IP-трафикдешевле, чем традиционный голосовой. Да, IP — более современнаятехнология, но ее стоимость во всем мире сопоставима с традиционнойтелефонией. И мы будем добиваться, чтобы цены на различные услуги связиформировались исходя из рыночных факторов, а не по причине, например,отсутствия или наличия лицензии на ту или иную услугу.

Другими словами, либерализация рынка дальней связи по-своемуповлияет на формирование более конкурентной среды на рынке местнойтелефонии. Окончание и инициацию звонка все равно будут осуществлятьместные компании. Но когда «дальних» операторов станет несколько,механизм кросс-субсидирования сменится арендными отношениями. Таким образом, конкуренция постепенно перейдет с рынка дальней связи на рынок местной.


Конец эпохи романтизма Интерес к рукопожатию Не сомневаться ни в себе, ни в России На чем заработать в ЖКХ По замкнутому кругу Куда глаза глядят Гамбургский счет Успеют ли они пожить Что может студенистый белок

Главная / Инвестиции