Главная / Инвестиции / Меню для России

Благодаря«Аркаиму» Челябинск заявил о себе как об экспортере нового типа — городпродает миру не только металл, но и книги. «Аркаим» показал: нашастрана может наконец стать мировым поставщиком идей, а не сырьяи полуфабрикатов.

Когда на Московской международной книжной ярмарке-2003 было заявлено, что успешное и развивающееся издательство из Челябинска « Урал ЛТД»сворачивает деятельность, коллеги пришли выразить его директору ВасилиюКурбацких соболезнования. Думали, не выдержал бизнесмен из провинцииконкуренции со столичными монстрами. Однако вскоре узнали: вместо «УралЛТД» появилось новое имя — издательство « Аркаим», и планы у него еще более грандиозные, и амбиции уже не российского, а международного размаха.

Без тщеславия Проект,создавший имя челябинскому издательству, — 40-томная «БиблиотекаФлорентия Павленкова»: переизданная дореволюционная серия, напоминающаясоветскую «ЖЗЛ» (кстати, название «Жизнь замечательных людей» Горькийпозаимствовал как раз у Павленкова). Серия хорошо продавалась и стала,по версии журнала «Витрина читающей России», событием 1998 года. «УралЛТД» делал упор на книги для «высоколобых»: Рильке в переводах, ОмарХайям — стихи плюс культурологическое эссе. Серия «Биографическиеландшафты», книги об Андрее Тарковском, Джоне Ленноне. «Фишка» былав том, что авторов издатели находили в Челябинске: ими становилисьэнтузиасты, неоткрытые таланты или фанатичные поклонники, собравшие всевозможное о своих кумирах.



Василий Курбацких

—Василий Августинович, как я понял, вы опираетесь на местные ресурсы,но активно используете и зарубежные достижения. Не обидно заимствовать?

На определенном этапеВасилий Курбацких понял: делая только такие книги, выше достигнутогоуровня бизнес не поднять. Стал думать о других направлениях, смотреть,что пользуется наибольшим спросом в мире. В итоге концепцияиздательства поменялась кардинально. Сегодняшняя деятельность«Аркаима» — это, во-первых,покупка лучших книжных моделей мировых издательств и выпуских на русском языке, с содержанием и рисунками, соответствующими нашемументалитету, во-вторых, создание собственных кулинарных книг и книг-игрушек.

— Вы уже много лет подряд принимаете участие в крупнейшей в мире книжной ярмарке во Франкфурте. Какая в этом польза?

— Давайте разберемся. С одной стороны, понятностремление быть оригинальным. С другой — важно ощущать реальность. Мнекажется, если бы мы, россияне, отодвинули в сторону тщеславиеи самомнение, а делали хотя бы то, что в мире опробовано и признаноэффективным, то многих проблем могли бы избежать и еще большегодобиться. Зачем пытаться приделывать телеге пятое колесо? Чтобы потомгордиться, что оно — мое? А если нигде такие колеса не используют? Мневажно понимать, в какой точке развития пребывает мир, книжный в данномслучае, и стремиться соответствовать его лучшим образцам.

Проверить,востребованы ли наши идеи, можно только одним способом — контрактами.Во Франкфурте составлено достаточное количество протоколов о намеренияхи заключено несколько контрактов. Есть уверенность, что их будет много.Представители издательств Польши, Австралии, Великобритании, Германии,Южной Африки, США, Грузии, Чехии, Канады ткнули пальцем в книги,которые хотят купить, мы согласовали цены. Но мы не только начинаемпродавать наши книги там. В скором времени открывается подразделениеиздательства «Аркаим» в Германии. Дочернее предприятие будет заниматьсяпродажей наших книг в Европе и покупкой прав для нас, а также работатьс авторами, художниками, то есть заниматься всем тем, чем мы занимаемсяздесь, в России.

—Когда в 1994 году я приехал туда еще как экскурсант, то впервые увиделтакое количество книг в одном месте. Колоссальное было впечатление.Ярмарка отражала огромные перспективы книжного бизнеса. А в 2004-м нашстенд уже находился в самом престижном павильоне, где разместилисьнемецкие издательства. Мы стали первыми россиянами, которым этоудалось. Ценность ярмарки во Франкфурте в том, что там сразу видно, гдеты находишься. Мы, к примеру, убедились, что в России в категориикулинарных и нестандартных детских книг у нас уже нет конкурентов.Отсюда вывод: делай вещи, соответствующие по качеству мировому рынку.

Аналогичная ситуация с детскими книжками. Кое-что было подсмотрено за границей, причем честно куплено. Потом стали выдумывать свое. Появились книжки-игрушки,развивающие книжки. Например, «картинки на пружинке»: в собранном видекнижка похожа на портфельчик. Задача для ребенка — правильно сложитьлисты по цвету или по порядку цифр, результат — цельная картинка илифигурка. Книжки с окнами и дверцами, или с «вытягивающимся» из страницрисунком, или с вырубкой, когда в вырезе картонной страницыобнаруживается, например, мех зверушки, о которой идет речь…Осваиваются новые материалы: книги делают уже не только из бумаги,но и полимеров, чтобы ребенок мог взять их с собой в ванну (книжки длякупания). Третья часть продукции издательства — оригинальная,придуманная здесь. Не случайно главные критерии для сотрудников редакционно-издательского отдела «Аркаима» — креатив и быстрая обучаемость.

Без комплексов Кулинарные книги относятся к числу наиболее востребованных во всем мире. Ноу-хаучелябинцев — создание при издательстве кулинарной студии.Профессиональный повар изготавливает блюда по рецептам,их фотографируют, пробуют, а потом рецепты размещают в кулинарныхкнигах. Издания могут быть нетрадиционной формы. Например, серия «Самсебе повар» представляет собой красивые книжечки на вироспирали,хозяйки ставят их на стол как пирамиду: и удобно смотреть, и рукамистраницы не пачкаешь. Главный хит — серия «Миллион меню»: тожена вироспирали, на одной стороне разворота — фото, на другой — рецепт.

—Сайт «Миллион меню» существует уже несколько лет, это один из самыхпопулярных ресурсов по кулинарии в русском интернете. А вскореон станет мультиязычным. Цель сайта — собрать миллион рецептов, еслитакое их количество вообще существует в мире. Сейчас собрано более12 тысяч рецептов, из них 8,5 тысячи иллюстрированы и находятсяв открытом доступе. Все блюда по этим рецептам изготовлены, опробованыи сфотографированы в студии нашего издательства. Но сайт все времяв развитии. Сегодня это место, где можно общаться на кулинарные темы.Теперь мы хотим создать портал, который бы поддерживался на восьмиосновных мировых языках. На территории страны, где говорят на одномиз этих языков, обозначается компания, которой мы продаем право бытьвладельцем всего контента на национальном языке. У этой компании в своюочередь есть обязательство поддерживать контент и пополнять коллекциюрецептов — нам же нужен миллион! Так мы создаем самый большой брэндпо кулинарной тематике.

— Ваш проект интернет-портала «Миллион меню» скоро станет международным. Что это за история?

—Самый большой в мире! Я уже получил предложения от трех немецкихкомпаний, которые готовы отвечать за немецкую часть сайта «Миллионменю». Мы выберем не просто ту компанию, которая больше заплатит,но которая стратегически заинтересована в нашем сотрудничестве.

— Самый большой русский брэнд?

— А какаяразница? Сегодня Челябинск, по оценке московских специалистов, — городномер один по производству кулинарных книг. Мы единственное в странеиздательство, которое выпускает книги европейского качества на местномматериале: блюда в наших рецептах из российских продуктов. Если сегоднявыступать на конкурсе кулинарной литературы, то я поеду бороться толькоза первое место в Европе. И я бы не назвал это феноменом. Для менякулинарная тема была осознанным выбором в конкурентной борьбес ведущими издателями России. Трудно спорить с московскими издателямипо авторской книге. Чтобы делать конкурентоспособную продукциюи увеличивать бизнес в объемах, требовалось заняться чем-то иным.

— Знаете, Василий Августинович, во все это хочется верить, но до конца не получается. Все-такиЧелябинск — город рабочий, не склонный к гедонизму. И вдруг выступаетна мировую сцену с кулинарными проектами. Наверное, легче такие проектыосуществлять хотя бы из Москвы.

Без самолюбования КнигоиздательВасилий Курбацких сейчас строит здание, которое станетдостопримечательностью Челябинска. Изначально стояла сугубопроизводственная задача: разместить издательский центр и торговый дом.«Но мне захотелось сделать что-тонеобычное не только для себя, но и для города. Чтобы здание сталосвоеобразным символом Челябинска». В стиле гармонично сочетаются high-tech и природные мотивы. Название — «Аркаим-плаза» — тоже своего рода новация, уже в освоении местной мифологии.

Меня вдохновляет пример маленького баварского города Равенсбург. В нем всего-то40 тысяч жителей. Тем не менее именно здесь находится «Отто МайерРавенсбюргер» — самое авторитетное детское издательство в Германиии самый крупный в Европе производитель игр. Оборот компании — около280 млн евро. О чем это говорит? В любом городе может быть выбранаспециализация, которая позволяет быть конкурентоспособным. Расположениене имеет решающего значения. Принципиально важно, чтобы в городе былинтеллектуальный, технический и творческий потенциал, существовала«критическая культурная масса». В Челябинске она, ответственно говорю,есть. А если вспомнить, что мы живем в информационную эпоху,то провинциальные комплексы — абсолютный атавизм.

— Прежнее название с конца 90-х стало объективно мешать: все-такикнигу с эмблемой «Урал» трудно продавать в других регионах России,от этого никуда не денешься. Мы были к тому времени по объемам выпускакниг первыми среди уральских издательств. Коллеги в Москве почему-тоассоциировали нас с Екатеринбургом. Меня это не радовало. Отсюдарешение переименовать издательство, хотя ребрэндинг — это тяжелои дорого.

—На таком фоне название издательства выглядит симптоматичным. Кстати,процесс изменения брэнда драматичен для любой компании. Как вы на эторешились?

—В Европе фирмы часто называются по имени владельца. И самое простоебыло назвать издательство «Василий Курбацких». В этом, кстати, естьпреимущества. Во-первых, имя собственное рождает доверие у потребителя. Во-вторых,учитывая, что я в этом году выпущу около трех с половиной миллионовкниг, меня вскоре уже знала бы вся Россия. А вдруг я надумал бы статьдепутатом… Честно скажу, нелегко отказаться от мысли, что в течениегода ты можешь стать известным всей России. Сейчас я понял, чтопоступил правильно. Назови я издательство «Василий Курбацких», то какбы не занялся самолюбованием. А у названия «Аркаим» совершенно инаяэнергетика и направленность: не на себя, а вовне. Аркаим — место, гдезарождались новые идеи, откуда распространялся новый образ жизни. Дляработников издательства имя «Аркаим» — стимул к новому мышлению.

— Кроме «Аркаима» были варианты?

—Разумеется, и для меня это очень важно. Про Аркаим я вспомнил, когдапопал в знаменитый Стоунхендж в Англии. Я долго ехал и представлял себенечто грандиозное. И вот я на месте, первая мысль: такая известность,а что смотреть? К этим камням даже подойти нельзя! Я купил открытки,значки, посчитал, сколько денег заплатил за входной билет и автобус.И подумал — ничего себе отпиарились: смотреть особо нечего, но какподано! Я понимал, что если назову издательство «Аркаим», то миллионылюдей узнают об этом месте. Мне нравится, что я участвую в егопродвижении. Понимаю, что ни одно государственное учреждение, тем болееученые, к сожалению, не в состоянии это сделать.

— Вы сделали мощную рекламу самому месту, отдаете себе в этом отчет?

—Поскольку я живу на Урале, то хочу, чтобы здешняя жизнь была как можнобогаче, лучше, краше, интереснее. Мне это выгодно — и в прямом,и в переносном смысле. Будет богаче и обеспеченнее, мне станеткомфортнее жить. Аркаим же — важная часть проекта продвижения регионав целом. В каждом месте нужно искать черты, которые отличают егоот других, делают интересным, привлекательным, заставляют приехать.

— Если обойтись без громких фраз, какой смысл для бизнесмена продвигать Аркаим?

—Я, разумеется, отдаю приоритетное место металлургическойи машиностроительной отраслям. Благодаря им Челябинская область сегодняявляется регионом-донороми мощно выделяется в России. Но это же не все богатство, которое у насесть. Что делает издательство? Производит идеи, облекаемые затемв форму книги. Идеи исходят от людей, значит, мы создаем среду дляих реализации. Если хотите, возможность зарабатывать деньги людямс нетрадиционными для Челябинска профессиями. А это помимо прочегоозначает, что утечка мозгов из региона может стать меньше. Значит,больше талантливых и умных людей будут стараться сделать лучше и богачеместо, где они живут.

— Но у Челябинской области уже сложившийся имидж индустриального региона.


На чем заработать в ЖКХ По замкнутому кругу Куда глаза глядят Гамбургский счет Успеют ли они пожить Что может студенистый белок Чумная жизнь Заявка на прецедент Взрывная волна

Главная / Инвестиции