Главная / Инвестиции / Страна советов






Если начало года — золотая пора для аудиторов (предприятия формируют годовую отчетность, поэтому чаще обращаются к их услугам), то консалтинг набирает обороты с середины года и высшей точки достигает в декабре, когда завершаются проекты: на это время приходится три четверти объема заказов на консультационные услуги. Посмотрим, чем занимались консалтинговые компании в первой половине года и как они готовились к вызовам рынка.

Фото - Андрей Порубов

Основную долю заказов в портфеле услуг консалтинговых компаний формируют крупные предприятия. Теперь они осознанно и четко ставят перед консультантами более серьезные бизнесзадачи, тем самым увеличивая срок реализации проектов до года и более. Поэтому полугодовой количественный рост консалтингу обеспечивают в основном заказы среднего бизнеса.

Длинный консалтинг
Общий доход от предоставления консультационных услуг компаний, принявших участие в исследовании АЦ «ЭкспертУрал», достиг за шесть месяцев года 436 млн рублей. Динамика рынка падает: если в первой половине 2004го прирост составил 71% к соответствующему периоду прошлого, то по итогам первого полугодия 2005го он сократился до 31%. (Московскую консалтинговую группу «Борлас» мы вывели за рамки анализа рынка: ее доля в совокупной консалтинговой выручке всех компаний рейтинга — 45%.)




У 40% компаний рейтинга наблюдается снижение выручки от консалтинговых услуг. В списке есть предприятия с отрицательным приростом в 25 — 35%. Но есть и рекордсмены, опережающие по динамике среднерыночные показатели. Отличились компании из Перми: «Независимые консультанты Платан» за полугодие увеличили доходы на 370%, «Информ-Консалтинг» — на 296%.

Кто борозды не портит
Основной статьей доходов большинства консалтинговых компаний, работающих на уральском рынке, остаются традиционные консультационные услуги — в налоговой и юридической сферах. В налоговом консалтинге уже не первый год с большим отрывом лидирует компания «Налоги и финансовое право», заработавшая за полугодие-2005 на этом виде более 53 млн рублей. Лидер по юридическим вопросам — компания «Порт-Аудит», ранее занимавшая вторую и третью строки в списке компанийлидеров этого сегмента (30 млн рублей).

Доля консалтинга в совокупной выручке участников рынка стабильно растет: по итогам полугодия она увеличилась на 3,7%, составив 68%. Посмотрим, какие сегменты поднимали рынок, а какие сдерживали его развитие.

Несмотря на сохраняющееся доминирование на рынке, традиционные виды консалтинговых услуг медленно, но верно теряют доли и замедляют темпы роста. Доля сегментов в доходах компаний снизилась с 53 до 47%. У 35% компаний, занимающихся налоговым консалтингом, выручка от предоставления этих услуг упала в среднем на 42%. Причин несколько. По мнению некоторых профессиональных участников рынка, пик востребованности налогового консалтинга прошел. Квалификация большинства предпринимателей позволяет им самостоятельно решать возникающие вопросы, а значит — исключает их из числа потенциальных клиентов. Кроме того, консультанты все чаще отказываются от разовых проектов (например, сопровождения процедур банкротства), если понимают, что отношения с клиентом не имеют перспективы. Они переключают усилия на более прогрессивные направления консалтинга.




Факт, свидетельствующий о здоровье профессиональной среды: юридическиекомпании региона осознали необходимость принятия кодекса корпоративной этики и создания саморегулируемой организации (см. «Ненормативный бизнес).

Доля юридического сопровождения в услугах консультантов по итогам полугодия практически не выросла (плюс 1,6%), сегмент сократился почти на 5%. Стабильность в сфере юридического консалтинга в принципе можно оценивать положительно — как отражение нормализации правового поля. Но в условиях нашей страны это поле пока «минное»: контролирующие органы зачастую предпринимают попытки восполнить пробелы нормотворчества усилением административного контроля, формы и методы которого далеки от законных.




А кто глубоко пашет
Основным двигателем рынка по итогам полугодия стал консалтинг в области стратегического планирования (прирост — 170%), а также маркетинга и отношений с общественностью (185%). „Современного клиента в большей степени интересуют стратегическое планирование, маркетинговая тактика, сбалансированность ассортиментной политики и построение на этой основе нового плана продаж, а также оптимизация денежных потоков. Ставятся также задачи повышения личной эффективности самого топ-менеджера“, —; делится опытом исполнительный директор консалтинговой группы „Лекс“Николай Пуртов.

Доля выручки от предоставления услуг в области маркетинга и связей с общественностью выросла на 2% и составила 3,6%. Интересным и достаточно перспективным направлением внутри этого сегмента участники рынка считают маркетинг в интернете. По данным челябинской компании „АРБКонсалтинг“, около 80% всех предприятий, включая торговые, имеют доступ в интернет, 30 — 40% создали сайты, еще 30% намерены разработать их в ближайшее время. Директор „АРБКонсалтинг“ Виктор Вальчук отмечает: „Основной инструмент получения информации для 90% бизнеспользователей — поисковые системы в интернете. Поэтому важно не просто иметь сайт, нужно добиться того, чтобы на него заходили потенциальные клиенты, а зайдя, — нашли то, что искали, в удобном для потребления виде. Поэтому прежде всего необходимо глубоко знать запросы клиентов. Знания и умение их добывать составляют часть квалификации маркетолога, в данном случае интернетмаркетолога. Потребности и ожидания нужно как минимум удовлетворить, а лучше — превзойти. Поэтому руководители постепенно понимают, что заниматься сайтом должен не администратор компании, а маркетологконсультант, еще лучше — целая команда“.

В условиях возрастающей конкуренции стратегические просчеты обходятся бизнесу все дороже. Бизнесмены все больше осознают важность долгосрочной стратегии развития и готовы за нее платить. Доходы компаний, оказывающих консультационные услуги в области стратегического планирования, составили 38 млн рублей (8,8% от общего объема регионального рынка). Это на 4,5% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года.

Таким образом, традиционные виды консалтинга — налоговый и юридический — обслуживают объективные потребности бизнеса и в силу инерции пока сохраняют доминанту на рынке. Однако за динамику его развития отвечают относительно молодые сегменты консультационных услуг. Особая ставка — на стратегический консалтинг. Он в свою очередь простимулирует спрос на взаимосвязанные виды: для успешного внедрения стратегии необходимо выстроить оптимальную систему управления, организационную структуру и маркетинговую политику.

Безусловно, в одной команде с маркетологами должны работать и ИТспециалисты. Консультации в сфере ИТ по итогам полугодия показали пока скромные результаты, но можно прогнозировать: в перспективе этот вид услуг будет двигать рынок вперед. Так, треть доходов за период консалтинговые компании получили от оказания услуг предприятиям нефтегазового сектора, и значительная часть этой выручки приходится на консультации в области информационных технологий (см. также „Про ТЭК и хай-тек“;, „ЭУ“ 37 от 03.10.05).

Всегда хочется получить больше
30 банков -- лидеров по объему депозитов, привлеченных от физических лиц
Потребители о консалтинговых услугах


Дополнительные материалы:


— Услугами консультантов мы пользуемся уже более семи лет. Обозначив направление развития бизнеса в целом, специалисты консалтинговой компании составляют программу действий и определяют для ее реализации круг возможных консультантов-подрядчиков с соответствующими профессиональными навыками. Конечное решение о выборе партнера принимает руководитель бизнеса. Критерии — компетентность, подтвержденная стажем, а также успешно выполненные проекты. В основном консультирование осуществляется по стратегическому развитию, управлению персоналом и финансам. Результаты, несомненно, есть. Кроме того, всегда хочется получить больше. Эта неудовлетворенность заставляет искать новые пути развития бизнеса, а значит, увеличивать круг партнеров в среде консультантов. Мы планируем дальнейшее привлечение консалтинговых компаний при расширении спектра решаемых задач.

Александр Сивак, генеральный директор ИТкомпании «РЭЙДКвадрат» (Пермь):


— Банк довольно часто сталкивался с консультантами. Всегда была какаято стратегическая цель, связанная, например, с оптимизацией информационных технологий или разработкой новых стандартов международной отчетности. Но в любом случае мотив работы с консультантами — получение знаний по интересующему вопросу. Конечно, мы не во всех случаях согласны с рекомендациями, но они дают определенную мотивацию. Возможно, несогласие может принести даже большую пользу, так как заставит нас задуматься о тех вещах, которым раньше мы не придавали значения. Так, если консультант говорит, что наша цель — снижение затрат, то далеко не факт, что после консультации мы снизим затраты. Однако мы получим информацию, которая может быть для нас очень полезной, например, в смысле постановки управленческого учета или организации работы на том или ином участке. Мы сотрудничали с многими консультантами. Лично мне больше нравится работать с иностранцами: российская банковская система все более интегрируется в мировую, чей многолетний опыт неоценим.

Василий Бабанов, начальник управления оценки и анализа рисков Ханты-Мансийского банка(ХантыМансийск):


Проект глубокой проработки У попа была собака Как вырасти на каше Диагноз Преображенского Сверхдоходы отрасли — иллюзия Попался на выносе гильотинных ножниц Повернуть, потом разгоняться

Главная / Инвестиции