Главная / Инвестиции / Яичница от инвестора

Соблазнение экспертов «Куриным» бизнесом «ПМ-Инвест»заинтересовалась в 2002 году, после того, как администрация Пермскойобласти привлекла ее в качестве эксперта для анализа путей развитияпермского птицепрома, остающегося пока в руках государства (трехптицефабрик, находящихся в областной и федеральной собственности,а также доли в активах нескольких предприятий коллективнойсобственности). В то время отрасль, представленная в Прикамье16 фабриками, была на хорошем счету: пятое место в Россиипо производству яйца (3,5% от общероссийских объемов), седьмое — мясаптицы (более 3%). На регион приходилось 3% поголовья птицы.Рентабельность в среднем составляла 7,2%. Однако эта цифране перекрывала инфляцию, не позволяла предприятиям вкладыватьсяв развитие производства, а нестабильная ситуация с ценами на зернои кормами держала большинство фабрик в состоянии перманентного кризиса.

В2004 году ОАО «Платошинская птицефабрика» и ОАО Птицефабрика «Калининская», принадлежащие пермской компании «ПМ-Инвест»(единая управляющая компания — ООО «Пермптицепром»), заработалисуммарно 40 млн рублей чистой прибыли, продемонстрировав исключительнуюв масштабах регионального рынка динамику роста практически по всемпоказателям: выручке, объемам производства, яйценоскости птицы. Длясравнения: по итогам 2003 года Платошинская принесла собственникутолько 8 млн рублей прибыли, Калининская — 6 млн рублей убытка.

В 2004 году у компании «Дата-Юнион» появились интересы вне региона, и она вышла из проекта. «ПМ-Инвест» сконцентрировала в своих руках более 85% акций каждой фабрики (остальное — в руках коллективов и топ-менеджеров). Сегодня «ПМ-Инвест»продолжает работать на фондовом рынке и параллельно развиваетпроизводственные мощности птицефабрик. По объемам производства«Пермптицепром» занимает в Прикамье 40% рынка, по продажам — 50%.Перспективы развития собственники связывают с экспансией на московскийрынок, где доля пермской продукции составляет пока 3%.

В 2002 году пермские компании «ПМ-Инвест» и «Дата-Юнион»;приобрели контрольные пакеты двух птицефабрик, специализирующихсяна производстве яйца, — Калининской и Платошинской. Первая по объемупродукции занимала 14-е место в России, вторая находилась в первойдвадцатке. Общая сумма активов птицефабрик составляла полмиллиардарублей. Инвесторы сочли вложения привлекательными. Председательправления ФГ «ПМ-Инвест»;Олег Стародубцев пояснил, что стал покупать производственные активыне случайно: инвестиции на рынке ценных бумаг рискованны, доходностьих падает, а птицеводство обещает относительно устойчивую прибыль.

Россия производиткуриных яиц примерно на 97% от собственных потребностей, еще 3%на ее территорию завозит Белоруссия, пользуясь прозрачностью границ.Белорусская продукция доходит только до Москвы, поставлять ее на Урали в Сибирь не позволяет слишком большое транспортное плечо. Поэтомуяичные фабрики могут рассчитывать на близлежащие региональные рынкии столицу.

Следуетпояснить, что в «курином» бизнесе производители мяса и яйца находятсяв разных рынках. Первые завоевывают отечественного потребителяв жесточайшей конкуренции с поставщиками окорочков Буша и бразильскихкуриных тушек. Вторые делят внутренний рынок страны только между собой:яйцо, наряду с животными и растениями, не допускается к транспортировкечерез государственные границы.

Инвесторы решили, что ключк повышению рентабельности — реорганизация предприятий и созданиеэффективной рыночной структуры управления. А потому новые собственникизаявили о намерении сформировать крупнейший в регионе яичный холдинги приступили к реструктуризации активов.

Интеграция по вертикали До приходаинвесторов в 2002 году развитие бизнеса на Платошинской и Калининскойптицефабриках, находившихся в коллективной собственности, тормозилипобочные производства, доставшиеся в наследство от советских времен.Молочные фермы, растениеводческие и животноводческие предприятия,деревообработка приносили до 6 млн рублей убытков в год. Проблемыс кормами и отсутствие средств на обновление основных фондов еще болееусугубляли ситуацию.

По словамдиректора ООО «Платошино» Павла Кулакова, сельское хозяйство в зонерискованного земледелия может существовать только как интегрированноепо вертикали: от производства сельхозпродукции до как можно болеевысокой степени ее переработки с последующей реализацией черезсобственную сбытовую сеть. «Это и есть рыночный механизм подъемасельского хозяйства в Уральском регионе, — утверждает он, — такуюцепочку можно выстроить более эффективно, объединив усилия несколькихпредприятий в масштабах единого холдинга».

Преждевсего из состава предприятий вывели все непрофильные структуры.Созданные на их основе ООО «Полевод» и ООО «Сельхозпродукт» стали100-процентными дочерними предприятиями, работающими на принципахсамоокупаемости. Создали управляющую компанию «Пермптицепром»,генеральным директором которой стал руководитель ФГ «ПМ-Инвест»;Олег Стародубцев. При совете директоров управляющей компании учредилирабочую группу для оперативного управления бизнесом. В ее состав вошличлены совета директоров, руководители дочерних предприятий холдингаи вновь созданного розничного сбытового подразделения ООО «Платошино». Топ-менеджеры уверены: подобная структура представляет собой ноу-хаув управлении сельскохозяйственным производством. Совет директоровсобирается еженедельно, дает руководителям подразделений конкретныезадания и контролирует их выполнение.

Только за счет организационныхмероприятий, по мнению руководителей компании, в 2003 году удалосьувеличить объем продаж по холдингу на 10% (563 млн рублей), в 2004 годувыручка от реализации продукции составила уже 700 млн рублей.

Именнотакую цепочку взаимосвязанных между собой производств создает«Пермптицепром». Дешевое удобрение с птицефабрик способствует ростукормовых культур, на базе которых развиваются фермы по производствумолока и мяса. На несколько хозяйств, включая птицеводческие,рассчитаны общие перерабатывающие мощности и единый сбытовой центр ООО«Платошино». Под брэндом «Платошино» продукция птицефабрик продвигаетсяна рынок. Она продается в фирменных магазинах ООО «Платошино», чтообеспечивает стабильный сбыт и повышает рентабельность хозяйствв целом.

— Мы реализовали главную идею — объединилисбыт наших фабрик, — поясняет Павел Кулаков. — Розничные точки(фирменные магазины) были юридически выделены из состава птицефабрики перешли в ведение ООО «Платошино». Оптовая торговля сохранилась,но теперь она подчинена руководителю сбытовой структуры. Это позволяетиз единого центра контролировать все товарные потоки.

Бизнес начинается с продаж Сегодня60% продукции «Пермптицепрома» продается на пермском рынке, а 40%отправляется в Москву. Дальнейшее расширение рыночной ниши не тольков Прикамье, но и за его пределами руководители считают стратегическойзадачей.

Объемыпроизводства яйца на двух этих фабриках достигают миллиона штукв сутки. Продать такие объемы — нелегкая задача. Летом 2004 годахолдинг впервые не имел затоваривания на складах. По мнению топ-менеджеров,это стало следствием расширения и оптимизации работы торговой сети,в том числе — отказа от услуг посредников. Яйцо после сортировкиавтотранспортом доставляется сразу в торговые точки, минуя склад.

Расширенатакже сама сеть розничной торговли. Она включает сегодня более70 магазинов мелкорозничного формата, павильонов, киосков,расположенных на мини-рынках и в «спальных» районах областного центра. Продукция Платошино реализуется и крупными торговыми сетями — «СемьЯ», «Виват».

Ставкана качество предполагает работу в трех направлениях: повышениесодержания в яйце полезных веществ, укрепление скорлупы (и то, и другоедостигается за счет технологий кормления), а также поставка на рынокпродукции только в свежем виде (результат развития логистики).На столичном рынке, куда устремляется «Пермптицепром», яйцос повышенным содержанием кальция, магния, витаминов — давно не новость.Это европейские стандарты, и аналогичная культура потребленияпостепенно распространяется в России. Поэтому новые виды продукциистановятся важнейшим элементом конкурентной борьбы птицефабрик.

«Ломан Тирцухт» и другие Работанад качеством продукта — еще одна составляющая увеличения объемапродаж. «Два года назад, несмотря на опыт наших специалистов в областимаркетинга и логистики, мы не могли заниматься внедрением на фабрикахновых продуктов, — рассказывает Олег Стародубцев. — Это стало возможнотолько тогда, когда мы сформировали новую структуру компании и командуменеджеров, способную эффективно управлять этим бизнесом, так какподобные проекты без серьезных инвестиций реализовать невозможно».

В текущем году «Пермптицепром»вывел на рынок яйцо «Здоровье», полученное от куриц, содержащихсяв родительском стаде: оно отличается более высоким содержаниемвитаминов А и Е. Вторая новинка — яйцо «Деревенское»: у него яркийжелток и повышенное содержание витаминов. Для производства такихпродуктов изменена технология кормления. Добавки в корма позволяютсегодня производить яйцо не только витаминизированное, но и содержащеейод, селен, кислоты. Появление новинок в ассортименте, по словамКулакова, планируется раз в квартал. Выход в качественно высокийсегмент рынка позволяет производителям обоснованно поднимать ценуна свою продукцию и получать дополнительную прибыль.

В 2004 годуна фабриках шла замена кросса (породы) птицы. Калининская полностьюперешла на работу с перспективным кроссом «Ломан белый» (поставщиккросса — немецкая фирма Lomann Tierzucht). Это позволило достичьрекордной яйценоскости стада: 236,2 яйца в расчете на одну курицу-несушку(у главного конкурента, государственного Пермптицепрома, — 228,9)по итогам минувшего года. Еще один партнер из Германии фирма Hartmannпоставляет холдингу экологическую упаковку, позволяющую дольшесохранять продукт.

Цена на продукцию ООО «Платошино»на внутреннем региональном рынке выше, чем у других птицефабрикПрикамья. Все производители, действующие в регионе, под «ценовымзонтом» холдинга могут продавать свою продукцию несколько дешевле.

Ценообразованиена региональном рынке в значительной степени зависит от Москвы.В компании утверждают: ее потребности в пик сезона, перед Новым годоми Пасхой, не в состоянии удовлетворить все птицефабрики страны, вместевзятые. Поэтому столичный рынок так интересует пермских производителей.Оптовая цена поставок в Москву колеблется от 13 до 11 рублей (летом)за десяток.

Социалка или рынок Техническоеперевооружение, поясняют руководители УК «Пермптицепром», приведетк существенному увеличению объемов выпуска яйца. Все клетки на пермскихфабриках одно-двухэтажные. Только замена их на трех-четырехэтажныедаст 30% прироста. Сегодня «Пермптицепрому» требуется 12 млн рублейна качественный ремонт и смену оборудования в подразделениях, гдесодержится промышленное стадо. Еще 15 млн рублей планируетсяинвестировать в транспорт: специальная техника поможет ликвидироватьпотери при транспортировке и складировании кормов. Финансированиепроектов «ПМ-Инвест» намерена осуществить за счет собственных ресурсов.

В Платошинопротив такого демпинга не возражают: за счет более качественнойпродукции и сервиса, который предоставляется как оптовикам, таки покупателям в рознице, они формируют спрос на продукты более высокойценовой категории. Брэнд «Платошино», уже ставший популярнымв Прикамье, позволяет им вести себя на рынке свободно и диктовать своиусловия.

Темпы ростаптицефабрик, находящихся в руках эффективных собственников, показывают:производство яйца вскоре достигнет предела потребления, за которымначнутся проблемы со сбытом. Доходы россиян растут далеко не с тойскоростью. Технологически окрепшие фабрики просто завалят внутреннийрынок продукцией. Фабрики, которые вместо решения внутренних задачбудут заниматься социальными проблемами территорий, перестанутинтересовать инвесторов и окажутся невостребованными.

В производствеяйца Россия самодостаточна, поэтому перспективы бизнеса птицеводовпросчитываются определенно. По словам Олега Стародубцева, переходотечественного птицепрома на рельсы эффективно управляемого бизнесадолжен занять не более двух-трехлет. Те, кто не успеет провести техническое перевооружение и занятьнишу, обречены: рынок к тому времени будет поделен небольшимколичеством сильных крупных игроков.

Финансовая группа «ПМ-Инвест» образована в 1994 году.Учредители — физические лица. Руководитель — председатель правленияФГ Олег Стародубцев. В группу входят ООО «Авиа-Траст-Инвест» — лицензированный участник рынка ценных бумаг, ЗАО «ПМ-Инвест» —компания, специализирующаяся на инвестиционном консультированиипредприятий, работе с корпоративными клиентами; ООО «Технолизинг» —компания, предоставляющая услуги лизинга. Основные направления работыгруппы — операции с ценными бумагами, корпоративные финансы, лизинг.Компания работает на следующих площадках рынка ценных бумаг: Российскаяторговая система (РТС); Московская фондовая биржа (МФБ); Московскаямежбанковская валютная биржа (ММВБ).

Дополнительные материалы:


Ударили по пиву Клиент со скидкой Амбиции как стимул роста Эффект перевозбуждения По рецепту среднего класса СУАЛ ликвидирует долгострой «Урал» возвращается на рынок

Главная / Инвестиции