Главная / Энергоносители / Почему не начались аукционы






К концу минувшего года стало ясно: затея законодателей с 1 октября 2005 года предоставлять земельные участки под жилищную застройку только на аукционах, чтобы открыть равный доступ к земле всем желающим, провалилась. Ее реализация откладывается. Редко где стукнет на Урале аукционный молоток.
Добивающаяся такого решения Федеральная антимонопольная служба (ФАС) хотела устранить аффилированность на строительном рынке. Теоретически аукцион избавил застройщика от контактов с чиновниками: выставляются только подготовленные участки, и заниматься этим муниципалитеты должны за свой счет. Раньше, по данным ФАС, 98% участков передавалось по целевому принципу, без конкурса, что приводило к распределению земли по указке чиновников.

Иллюстрация - Сергей Корякин

Почему Земельный кодекс вынес на аукционы участки именно под жилищную застройку, не коснувшись других? Напомним: весь 2004 год обсуждался пакет законов, направленных на формирование рынка доступного жилья (идея развилась в 2005 году в президентский национальный проект). Как мыслил законодатель? Стимулировать предложение жилья без предоставления прав на земельные участки невозможно. В качестве одной из радикальных мер и выбрали создание конкурентного рынка через аукционы. Но время для вступления в силу поправок об аукционах оказалось неудачным: 29 декабря 2004 года готовить муниципальные бюджеты для несения таких расходов в 2005 году было поздно. Для методологической работы муниципалитетам дали отсрочку. Многие из них и «готовились», бешено раздавая инвестиционно­привлекательные земельные участки по старым схемам.

И нынешние аукционы, и практиковавшиеся прежде торги — два вида конкурсной процедуры. Разница в том, что на торги выносились участки, обремененные правами третьих лиц. Получивший такую землю застройщик должен был прежде снести ветхое жилье, расселить его обитателей, подготовить место под строительство. На аукционе торгуются участки, свободные от обременения, с точками подключения к инженерным коммуникациям. Естественно, цена их выше.

Как признает один из разработчиков законодательных изменений главный юрисконсульт фонда «Институт экономики города» (Москва) Леонид Бандорин, остальные сегменты земельного рынка перевести на аукционный порядок пока не удалось: вопрос имеет политическую окраску. По его прогнозу, до того, чтобы все участки реализовались только на аукционной основе, депутатский корпус, политическая прослойка, руководство муниципалитетов дозреют через пару лет. Закон упраздняет предварительные согласования для всех сегментов рынка с 1 января 2010 года.

1 октября 2005 года в большинстве российских городов аукционы не начались. В Екатеринбурге, Кургане, Челябинске они отложены на 2006 — 2007 годы. Причины в мэриях называют схожие: для подготовки земельных участков требуются время, кадры и деньги, а такие расходы в бюджетах не предусмотрены. Однако в Тюмени и Перми возможности нашли: аукционы там провели 6 октября и в конце декабря, а также 3 и 24 ноября соответственно.


Встретились однажды Кандинский с Малевичем Башкирский прорыв Только для себя Рейдерский бум Застеклить регионы «Голубые», «розовые» и принципиальные Медом намазано Полцарства за помощь В горку с партнером

Главная / Энергоносители