Главная / Энергоносители / Без лишних слов Зона влияния Урал не обделен вниманием иностранных компаний: конференции, форумы и семинары с участием представителей бизнеса других стран здесь проводятся регулярно. К сожалению, нередко они превращаются в банальные протокольные тусовки: высокопоставленные чиновники отчитываются о высоких темпах привлечения инвестиций в регион, российские предприниматели сетуют на плохой инвестиционный климат, иностранные инвесторы осторожно намекают на трудности и высокие риски. Вконце апреля в Екатеринбурге прошел форум «Прямые инвестиции в уральский бизнес». Вот лишь несколько успешных историй работы западных фондов прямых инвестиций (ФПИ) на Урале, озвученных на нем. В 1997 году международная компания Baring Vostok Capital Partners приобрела пакеты акций региональных кондитерских фирм « Конфи» (Екатеринбург), « Волжанка (Ульяновск), „ Заря“ (Казань). Через четыре года на базе этих предприятий образован один из крупнейших в России кондитерских концернов „ СладКо“. Через семь лет фонд, поняв, что рыночная капитализация созданной компании выросла достаточно, продал свою долю „СладКо“ стратегическому инвестору — норвежскому концерну Orcla. Аналогично строит инвестиционные отношения фонд Eagle Venture Partners. В прошлом году принадлежащий Eagle пакет акций челябинской промышленной группы „Метран“ продан стратегическому инвестору — компании Emerson. В 2000 году Eagle Venture Partners стал миноритарным акционером парфюмерного концерна „Калина“: сейчас постепенно выходит из бизнеса и этой компании. Чтобы еще больше увеличить число успешных историй, найти предприятия, готовые на время принять в число акционеров иностранный фонд, ведущие управляющие компании ФПИ, присутствующие в России, впервые собрались на форум на Урале. „Нам важно понять, какие отрасли здесь приоритетны, какие барьеры существуют в коммуникациях с фондами прямых инвестиций“, — определил задачи директор по внешним связям Baring Vostok Capital Pаrtners Станислав Федулов. — Можно поговорить о политических рисках, федеральном законодательстве, инвестиционном климате. На душе легче, может, и станет, но денег не прибавится. Другое дело — собственный бизнес. Его успех зависит от того, какие усилия прикладывают сами предприниматели. Мы можем изменить инвестиционный климат? Вряд ли. Потому что инвестиционный климат — это нечто такое, что мы не создаем по плану. Можем ли мы сделать прединвестиционную подготовку проекта? Можем. Чем больше будет успешных историй бизнеса, тем лучше оценка состояния экономики нашей страны. Организаторам нынешнего форума — челябинской „Корпорации СТРАТУМ“ — удалось настроить всех участников на конструктивный и предметный диалог. Дело, вероятно, в том, что тема возникла „снизу“: год назад ее предложили челябинские предприниматели на третьем инвестиционном форуме, проведенном корпорацией на Южном Урале. Президент „СТРАТУМа“ Олег Пермяков объясняет: — Сегодня в России сформирована неплохая законодательная база. Другое дело, что инвесторы сталкиваются с серьезными проблемами уже на местах, на уровне конкретных муниципалитетов. Как показывают исследования, это прежде всего получение разрешений на строительство и землеотвод. Чтобы построить один объект, инвестору предстоит пройти от 50 до 90 согласований в различных инстанциях. Сколько говорили о принципе „одного окна“, но, к сожалению, он так и не реализован. Иногда просто идет подковерная борьба, включаются интересы отдельных чиновников. И нам, власти, приходится вмешиваться и помогать инвесторам. Чем чаще эти проблемы будут обсуждаться, подниматься в СМИ, тем быстрее мы сможем их решить. Представитель властных структур, министр внешнеэкономических связей правительства Свердловской области Виктор Кокшаров, открывая форум, не стал долго задерживаться на достижениях региона в сфере иностранных инвестиций, а перешел сразу к делу — своей задаче содействия бизнесу: Условия сотрудничества у фондов разные, однако подход, как выяснилось, один. Эти структуры делают деньги „на росте“, поэтому не покупают предприятия, лежащие на боку. Они сотрудничают с лидерами отраслей, которые хотят стать еще крупнее и успешней. Без амбициозных целей в ФПИ и обращаться не стоит. Хочешь быть лидером — будь им Иностранные компании, банки, фонды тоже часто „грешат“ на подобных форуму мероприятиях: любят подробно рассказывать об успехах, доле на рынке, финансовых результатах. Здесь разговор сразу перешел в практическое русло: менеджеры компаний, представляющие фонды прямых инвестиций, детально объясняли механизмы работы, критерии отбора проектов, требования к потенциальным партнерам (подробнее см. „Прямой разговор“, „Э-У“ 14 от 11.04.2005). Фонды готовы вкладывать в один объект в среднем от 10 до 50 млн долларов. Такой объем оптимален для компаний среднего уровня. Крупные предприятия сырьевого и добывающего секторов нуждаются в гораздо больших ресурсах, да и сами фонды предпочитают не иметь с ними дел: слишком высока в этом секторе зависимость от внешней конъюнктуры, от политических факторов. „Для участия в форуме мы искали средние и малые динамичные компании, которым это действительно интересно. Мы не просто разослали приглашения, но и несколько раз звонили, объясняли. Важно было, чтобы пришли те, кому это может пригодиться в развитии“, — говорит другой организатор форума, старший партнер челябинской компании „Листик и партнеры“ Григорий Листик. И это еще один фактор, отличающий мероприятие. Почему, например, конференция с участием Лондонской фондовой биржи летом 2004 года в Екатеринбурге прошла не совсем удачно? Потому что вместо быстрорастущих компаний среднего уровня, которым нужны новые инструменты привлечения капитала, западным экспертам показали крупные предприятия региона, и без того имеющие все шансы для выхода на западные финансовые рынки. На этот раз аудитория была подобрана точно. Сергей Бокарев, вице-президент по работе с инвесторами группы компаний „Незабудка“ (Челябинск), так охарактеризовал коллег: „Это новый бизнес, который правильно себя оценивает и понимает, чего хочет. Ему не хватает самой малости: опыта управления капиталами, предприятием и… немножко финансов“. Валерий Денисов, директор торговой компании „Оборонснабсбыт“ (Екатеринбург), посещает все мероприятия, где идет речь о новых формах привлечения капитала: „У нас есть бизнес-план на пять лет. И мы выбираем инструменты, с помощью которых его можно реализовать. Конечно, какие-то проекты мы сделаем с помощью банковских кредитов, возможно, выпустим облигационный заем, по крайней мере, сейчас изучаем эту технологию. Поэтому мне было интересно узнать о работе фондов прямых инвестиций. Хорошо, что здесь выступали специалисты, которые дают конкретные инструменты, а не чиновники со своей статистикой привлечения инвестиций по области или стране“. — Почему мы вложили деньги в „Калину“? Потому что нашли выдающегося предпринимателя — Тимура Горяева, который поставил задачу сделать концерн ведущим предприятием в России, — объясняет глава представительства Eagle Venture Partners в Екатеринбурге Александр Гощицкий. — Такой же подход был и у собственников ПГ „Метран“: сначала лидерство на российском рынке, потом — сотрудничество с ведущими мировыми компаниями. За время нашего участия „Метран“ превратился в большое, быстрорастущее, прозрачное предприятие мирового уровня и по качеству продукции, и по качеству управления. В результате мы смогли продать свою долю мировому лидеру в области приборостроения — компании Emerson. Дополнительные материалы: За два дня в работе форума приняли участие около 70 человек из сферы торговли, строительства, транспорта, пищевой промышленности, переработки и других отраслей Свердловской и Челябинской областей. Еще несколько лет назад таких компаний в регионе в лучшем случае набрался бы десяток. Организаторы форума пока затрудняются с ответом на вопрос, получит ли продолжение такой формат общения. Но заявки уже есть. Сергей Бокарев считает, что было бы полезно повстречаться с крупными российскими инвесторами из числа финансово-промышленных холдингов. Предприниматели говорят, что такие контакты позволяют им выбирать способы развития и смелее оперировать новыми финансовыми инструментами. По сути, в этом заключалась задача форума, и, похоже, она была решена. Олег Пермяков, президент «Корпорации СТРАТУМ»: Что надо и что не надо делать, чтобы привлечь ФПИ Мнения специалистов — Надо реально оценить себя с точки зрения критериев фонда: лидерства на рынке, роста бизнеса, наличия конкурентных преимуществ. Это первое. Если все это есть, надо ответить себе: готовы ли вы как собственники пустить в капитал совершенно другую культуру, которая на все будет смотреть с финансовой точки зрения. Ее носителям бесполезно с восторгом рассказывать, что вот эта глазировка на плитке лучше, просто потому что красивее, и неважно, что продается хуже. Они не будут держать на руководящих должностях людей из-за того, что вы были вместе десять лет, и спокойно относиться к тому, что принятое три месяца назад решение до сих пор не выполнено. При этом вам придется еще и поделиться с ними контролем над бизнесом и прибылью. Если и на этот вопрос собственники ответили положительно, надо придумать «красивую сказку», в которую, впрочем, вы сами должны искренне верить. Например: за 10 лет мы должны стать лучшими в России. Если вы напишете, что хотите завтра продавать больше на 15%, а послезавтра на 20% — это не та платформа, на которой можно вести переговоры с фондом. Если и на этот вопрос вы ответили положительно, надо приступать к делу — начинать переговоры. Ключевым фактором итога переговоров станет уровень партнерства. Две команды будут работать над одной целью — увеличением капитализации бизнеса. И с самого начала вам придется быть открытыми, отвечать порой на неудобные вопросы и давать сдержанные обещания. Олег Пермяков Александр Волчков, генеральный директор Eastway Capital: — ФПИ никогда не будет рассматривать заявку предпринимателя, который замыслил положить себе деньги в карман и исчезнуть. Они видят такие попытки и пресекают их «на корню». Вторая ошибка — отсутствие глубокого маркетингового исследования отрасли, к которой относится ваша компания: значит, вы не знаете, какую долю рынка занимает ваш бизнес. Это не позволит рассчитать финансовую часть бизнес-плана и определить доходную базу проекта. Третья ошибка — финансовой модели нет вообще. Инвестор может увлечься идеей, но если под ней нет финансовых расчетов, он не будет продолжать разговор. Четвертое: не стоит обращаться с заявкой, размер которой не отвечает критериям фонда, рассчитывая на исключение. Пятое: часто бывает так, что предприниматели не хотят пускать собственников в основной бизнес, предлагая создать новое юридическое лицо и именно в его капитал направить деньги фонда. На это ФПИ не пойдет никогда. Кроме того, ФПИ не вкладывает деньги в венчурные проекты, посреднические, дистрибьюторские компании. Фонд также не возьмет заявку, если обращаются предприниматели с желанием полностью продать бизнес. Александр Волчков Свердловская область перекрыла коридор «Итера» пошла в рост Минус пятый Раздвоение знака Запах конкуренции Проваливаемся строго по графику Трехгрошовая мыльная опера Если сосед кирпича просит Формула муниципального счастья Главная / Энергоносители |
||