Главная / Энергоносители / Дорога к дому В 2006-м их выручка выросла на 31% против 21% в 2005-м. Серьезно увеличилось представительство отрасли в рейтинге: 54 компании против 42 годом раньше, причем увеличение числа участников связано именно с ростом их бизнеса (доля всего сектора в рейтинге крупнейших составила 3%). Большинство предприятий списка показывают положительную динамику, порой очень значительную, и по выручке, и по прибыли. Строительный бум в России, похоже, — дело решенное. Во всяком случае, итоги работы предприятий строительного сектора, вошедших в топ-400, это показывают. Подводя итоги 2005 года (см. «По-взрослому», «Э-У» № 41 от 06.11.06), мы сделали прогноз: подъем отрасли продолжится, темпы будут нарастать. И не ошиблись: строительство инертно (один относительно небольшой объект возводится два-три года, а крупные, комплексные или промышленные проекты — минимум 5 — 10 лет), так что тренды здесь работают долго и меняются плавно. Сегодня увеличение числа компаний, вошедших в рейтинг, и динамика их бизнеса, опережающая рост рынка строительства и стройиндустрии в целом, свидетельствуют: увеличение доли крупных компаний в отрасли продолжается. Противоречие объясняется просто: в условиях сокращения финансирования часть менее стабильных и относительно небольших игроков ушла с рынка, а доли перераспределились в пользу крупнейших. В итоге в топ-400 вошли восемь новых (не представленных ранее) предприятий, занимающихся дорожным строительством. Кроме того, многие компании смогли стать более эффективными, что и отразилось на росте прибыли. Сыграли на падении Наглядно это видно на примере дорожного строительства. По данным Федерального дорожного агентства Минтранспорта РФ, доля расходов на финансирование дорог в ВВП стабильно сокращается с 2000 года: тогда она составляла 2,9%, в 2005-м — 1,1%, в 2006-м — 1,01%. При этом крупнейшие компании чувствуют себя неплохо. В этом году дорстрой обеспечил 40% общей выручки строительных компаний рейтинга и даже обогнал прежнего бессменного лидера — промышленное строительство. При этом самих дорожно-строительных компаний в нынешнем топ-400 значительно больше, чем в предыдущем, их выручка в среднем увеличилась на 33,5%, а прибыль на 155,8%. Прогноз развития дорожного строительства оптимистичный. По отзывам игроков, в 2007 году финансирование дорог наконец-то стало расти после многолетнего падения. Еще одна положительная тенденция — увеличение частных заказов. Значительным этот вклад пока не назвать, но динамика налицо. Так, по словам заместителя генерального директора по экономике ФГУП «Свердловскавтодор» Андрея Важенина, доля частных заказов в компании составляет 15%, иногда доходит до 20%. Еще несколько лет назад она не превышала 5 — 10%. В итоге по распоряжению правительства РФ на строительство первой очереди дороги, которая свяжет новый район с городом, выделено 90 млн рублей из федерального бюджета, еще 60 млн рублей добавит областной. Этих денег хватит на первый участок магистрали протяженностью 1,5 км. Инициатор проекта «РеноваСтрой-груп» намерена и в дальнейшем участвовать в конкурсах на субсидии. Всего только первая очередь Академического потребует строительства 8,3 км магистральных и 23,5 км внутрирайонных дорог. Еще один факт, позволяющий прогнозировать быстрый рост сектора, — развитие проектов комплексного освоения территорий. В 2007 году состоялся конкурс на предоставление субсидий на строительство дорог к новым районам массовой малоэтажной и многоквартирной застройки. Среди победителей только один проект, реализуемый в УрФО, — район Академический. Повысили эффективность Доли в структуре рейтинга по выручке перераспределились: промышленное строительство (в том числе строительство трубопроводов и объектов энергетики) составляет в общем объеме 38% против 49% в топ-400 за 2005 год. Большинство компаний этого сегмента также демонстрирует значительный рост выручки (в среднем — 33,7%). Прирост прибыли по сравнению с рейтингом 2005-го сумасшедший, почти 900%. Правда, росли почти от нуля. В 2005-м средняя рентабельность компаний — участников рейтинга, специализирующихся на промышленном строительстве, составляла 0,6% (в 2006-м — около 5%). Учитывая, что Академический — не единственный проект комплексного освоения территорий на Урале, а конкурсы на выделение субсидий будут проводиться и впредь, строительство новых жилых массивов может стать значимым фактором развития бизнеса дорожных строителей. При этом объемы ввода у многих компаний практически не росли, а у некоторых снизились. Это связано с переходом на новые правила распределения земельных участков и другими нормативно-законодательными инновациями национального проекта «Доступное жилье». В итоге выручка компаний-участниц топ-400, занимающихся гражданским строительством, в среднем выросла не столь значительно, на 17%. Зато подъем цен положительно сказался на прибыли: она увеличилась по сравнению с 2005-м годом на 275,8%. В рейтинг впервые вошла компания «Атомстройкомплекс», занимающаяся строительством жилья в Екатеринбурге. А в общем объеме выручки компаний рейтинга доля гражданских строителей выросла с 8% до 10%. Еще более удачным с точки зрения роста прибыли 2006-й стал для крупных компаний, занимающихся гражданским строительством. Самой яркой тенденцией года стала фантастическая эскалация цен на жилье. Совокупный рост за год составил от 26,9% в Курганской области до 100,7% в Пермском крае. Еще показательнее динамика цен в областных центрах, на которые приходится больше половины регионального рынка жилья. Так, в Екатеринбурге цены поднялись на 96,8%, в Уфе — на 82,11%. Будущее строительства и стройиндустрии в среднесрочной перспективе прозрачно. Компании в промышленном и дорожном строительстве в 2007 году как минимум сохранят динамику 2006-го. Темпы роста гражданских строителей окажутся выше: трудности, связанные с введением многочисленных законодательных новаций, миновали. Но настоящим золотым временем ближайшие два-три года станут для производителей стройматериалов, в частности цемента. Потребность в нем постоянно растет, а новые мощности не появляются (проектов много, но все они на ранних стадиях, поэтому существенного увеличения производства можно ждать не раньше 2009 — 2010 годов). Дефицит приводит к спекулятивному росту цен: с начала года цемент уже подорожал вдвое. Так что в следующем рейтинге топ-400 производство цемента вполне может выйти на первое место по рентабельности. Список производителей стройматериалов в топ-400 остался прежним. Общее оживление строительства не могло на них не сказаться: заводы работали с максимальной нагрузкой, цены в течение года, например, на цемент, поднялись минимум в полтора раза. В итоге средний прирост выручки составил 33,7%, положительную динамику по прибыли (причем значительную, от 45 до 254%) демонстрируют все без исключения производители стройматериалов. В 2006-м их рентабельность, и без того самая высокая в строительном секторе, выросла с 14,7 до 19,7%. Односторонний перенос Пробки — в воздух Чешский цемент из башкирского известняка Инвестора меняют Секрет размножения Вбивая золотые гвозди Климат выживания Собрать мозги Формальное повышение Главная / Энергоносители |
||