Главная / Энергоносители / В ожидании чуда

Деятельность государства в сфере ЖКХ отличает неуверенность в проводимых реформах: вроде начали делать что-то путное для оживления рынка, но тут же вспомнили про социальную значимость отрасли и свернули преобразования. Причем такие колебания задевают оба сектора — и жилищный, и коммунальный.



Иллюстрация Андрей Колдашев


В жилищной сфере немало громких слов было сказано о сформированной летом этого года государственной корпорации «Фонд содействия реформе ЖКХ», призванной ускорить создание товариществ собственников жилья. Где теперь эта структура?
В погоне за «политической целесообразностью», сводящей на нет все достижения рынка, игрокам приходится находить более чем нестандартные пути решения проблем.


Тарифная политика на услуги ЖКХ никогда не отвечала потребностям отрасли. Пять-шесть лет назад это не давало власти повода для беспокойства: она была сама себе и заказчик услуг, и регулятор тарифов. Но теперь в отрасли работает до 50% частных структур. При этом государство по-прежнему дирижирует ЖКХ. Его цель одна: не вызвать недовольства населения. Но как в этих условиях бизнесу развивать отрасль?


На предприятиях рабочих удержать зарплатой можно: она все же зависит от рыночных факторов вроде спроса на продукцию или производительности труда. А вот в ЖКХ зарплата определяется исключительно тарифом: если при его согласовании не удалось отстоять процент повышения, то потом — уже никак. Учитывая, что тариф утверждается раз в год, у руководства коммунальных предприятий остается все меньше инструментов для удержания сотрудников на низкой зарплате при высоких требованиях к квалификации и ненормированном рабочем дне.

Тарифное голодание
В конце ноября руководитель Первоуральского подразделения Свердловских коммунальных систем (СКС) Аркадий Спевак предложил руководителям крупнейших предприятий города партнерство в кадровой сфере. В письме директорам крупнейших заводов Первоуральска, он призвал промышленные предприятия города создать своего рода объединенную кадровую комиссию. Участники ее могли бы наладить информационный обмен между управлениями персоналом предприятий, чтобы пресекать переманивание специалистов. А главное — СКС в случае острой производственной необходимости вправе был бы «одалживать» специалистов для решения конкретных технических проблем, способных вызвать «негативные социальные последствия». Если по-простому: коммунальщики выпрашивают у промышленных предприятий энергетиков, сварщиков и прочих специалистов для ликвидации аварий.
В отличие от знаменитого мафиозного предложения, от которого нельзя отказаться, крик души коммунальщика промышленники могут проигнорировать: кадровый голод в Свердловской области и без того велик. По данным председателя областного правительства Виктора Кокшарова, в области 28 тыс. человек незанятого трудоспособного населения, а вакансий — 42 тысячи. В Первоуральске проблема еще осложняется близостью к Екатеринбургу, значит, и погоней горожан за «третьестоличными» зарплатами. Но на пожаре все средства хороши.


Вводящий эту систему федеральный закон № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» позволял муниципалитетам самим устанавливать тарифы на холодное водоснабжение, канализацию, вывоз мусора и определять инвестиционные надбавки к тарифам на тепло-, водо- и электроснабжение. При этом срок установления тарифов и надбавок мог превышать год и сохраняться на весь период окупаемости инвестиций. Положения ФЗ № 210 должны были вступить в силу с 1 января 2006 года.


От тарифа в ЖКХ зависят не только кадровые инициативы. От него зависит практически все. Предприятия без тарифа не могут внедрять энергосберегающие программы или заменять изношенные сети. Например, те же СКС обслуживают около двух тысяч километров тепловых трасс, износ которых, по данным генерального директора предприятия Вячеслава Пракина, близок к 60%. Предотвратить аварийные ситуации способен планово-предупредительный ремонт, но на него необходимы средства, которые в действующем тарифе не заложены. Протяженность сетей в Первоуральске — 357 км. По СНИПам, там необходимо ежегодно менять не менее четырех процентов сетей (около 15 км). Средняя стоимость замены одного километра составляет 7 млн рублей. А за счет средств, заложенных в тарифе, можно выполнить только 20% от необходимых работ. Понятно, что недоремонт ведет к снижению эффективности всей системы, к утечкам, авариям и вызывает справедливое недовольство плательщиков. Они в принципе не понимают: зачем повышать тарифы на услуги ЖКХ, если и за те деньги, что уже платят, они получают безобразную услугу. Тариф регулируется аж тремя властными структурами: Федеральная служба по тарифам устанавливает предельные уровни в дифференциации по субъектам РФ, субъект РФ — предельные уровни, дифференцированные по районам и поселениям, орган местного самоуправления — тарифы коммунальных предприятий. При этом по отдельным районам и поселениям, а также коммунальным предприятиям, допускается превышение предельных уровней, но так, чтобы в среднем по субъекту РФ они были выдержаны.





Но буквально в конце 2005 года были приняты поправки, суть которых состояла в том, чтобы ограничить рост коммунальных тарифов для населения. Тарифы поднимались не так, как надо было предприятиям ЖКХ для нормального функционирования, а лишь на строго определенный индекс, спускаемый из ФСТ: выше не прыгнуть.
Однозначно, что в 2008 году мы не получим нового принципа установления тарифов: пока никакой работы над законодательным изменением тарифного регулирования не идет. Если случится чудо, и в марте 2008 года поменяется политическая воля руководства страны, тогда в лучшем случае с 2009 года мы получим тарифную политику, которая перестанет медленно убивать коммунальный сектор ЖКХ.


Деньги в регионы пойдут если не поровну, то хотя бы по справедливости — по специальному лимиту. Лимит будет рассчитываться так: объем жилого фонда региона делится на объем жилфонда по стране и умножается на 240 млрд рублей. Регионам будет выделено не менее 500 миллионов, но не более 8 млрд рублей. Правилами корпорации прописывалось, что деньги будут выделены только на принципе софинансирования: то есть и жильцы, и муниципалитеты должны скинуться. Причем участвовать в программах смогут только многоквартирные дома, где уже созданы товарищества собственников жилья — деньги пойдут именно этим организациям. Таким образом из Москвы решили простимулировать процесс выбора способа управления жилыми домами. Сроки завершения этого процесса не раз менялись. Последний вариант — он заканчивается буквально с боем курантов в новогоднюю ночь. С лета на местах лишь посчитали, на сколько денег может претендовать регион, причем очень приблизительно: 2 — 3 миллиона «на усушку». Затем в ситуацию вмешалась политика.

На жилищном фронте — без перемен
Без сомнения, самым главным событием 2007 года в жилищной сфере ЖКХ стало образование Фонда содействия реформе ЖКХ. Государственная корпорация должна была направить в регионы около 240 млрд рублей. Напомним суть: документ декларирует создание государственной корпорации, через которую пойдут средства на капитальный ремонт домов и переселение людей из ветхого и аварийного жилья. До 2012 года через Фонд распределят 240 млрд рублей: 60% — на ремонты, 40% — на отселение (подробнее см. «Капитальная засада », «Э-У» № 28 от 23.06.07).


Тем временем, в 2008 году нас ждет новое «развлечение» в жилищной сфере: конкурсы. На них лотами по 100 тыс. квадратных метров муниципалитет выставит жилье, способ управления которым не выбран. И на конкурс попадут только те дома, которые жильцы не захотели взять — в первую очередь из-за их ветхости. Бремя содержания таких домов ляжет на управляющие компании, проконтролировать которые нереально из-за закрытости отрасли. Понятно, что должно произойти чудо, чтобы не были растащены деньги госкорпорации, чтобы капремонты были проведены, чтобы население осталось довольно... Бывают ли чудеса на свете — вопрос риторический.


Объявили о корпорации в конце июля, в августе вся страна была в отпуске, а уже со 2 сентября началась избирательная кампания по выборам депутатов Государственной думы. Кампания потребовала, во-первых, мобилизации всего адмресурса, а значит, отвлечения чиновников от повседневной работы. Во-вторых, политические соображения, необходимые для набора нужных процентов, заставили чиновников осторожничать и просто завесить ситуацию, чтобы не вызвать недовольство населения. Ведь та часть софинансирования, что выделяется от жильцов на капремонт, составляет 5% от сметной стоимости дома. В рублевом исчислении это несопоставимо большие суммы по отношению к зарплатам и пенсиям обитателей ветхих жилищ. Понятно, что политическая «забота о населении» не позволит госчиновникам перед выборами заставить народ раскошеливаться на капремонт домов. Очевидно: это будет сделано в лучшем случае в конце 2008-го — чтобы не раздражать народ перед выборами президента.


Сказка про Емелино Мы решили проблемы отцов Легкая слава оппозиционера Вараксин уступил банку С правом тиражирования Музей третьего тысячелетия Стальные пенки С упором на Европу Бетонный столп

Главная / Энергоносители