Главная / Энергоносители / Мama Сucarella, или Песня тобольских призывников*






В Каннах воздух легкий и свежий, как после грозы. Те, у кого рабочий инструмент — голос, по-особому «пробуют» пространство — на певучесть. «Русским певчим» во французских Каннах пелось хорошо. Вот уже 11-й раз Россия, желая представить себя миру не только выставками вооружений, но и картинами и концертами, проводит Международный фестиваль российского искусства, из них четыре раза во Франции, а два последних — в Каннах, где он, очевидно, и пропишется. Фонд культуры под руководством Никиты Михалкова отбирает для показа за границей самое лучшее. На прошедший в преддверии большого Молодежный фестиваль российского искусства нынешним летом пригласили мужской хор из Екатеринбурга «Русские певчие». Средний возраст певчих полностью соответствует понятию молодости — 21 год.

Сергей Пименов

Хор «Русские певчие» за восемь лет существования успел поездить по миру, ему аплодировали во многих городах Европы. В его репертуаре — четыре программы разного содержания, включающие произведения Павла Чеснокова и Джузеппе Верди, попурри на тему русских и итальянских народных песен, старинную музыку, например испанский мадригал XIV века, аранжировки современных эстрадных песен. Перечислять награды престижных фестивалей и конкурсов можно долго: хор профессионально состоялся, он известен. Важно и другое: не все певцы работают в музыкальной сфере, но что­то привлекает к участию в хоре этих вполне успешных мужчин.

Представьте: бравые русские парни, красивые, да еще с прекрасными голосами. Успех на Лазурном берегу обеспечен. Три выступления в абсолютно разных условиях. Собор Нотр­Дам бон Вояж (церковь для тех, кто в пути): великолепная акустика позволяла достичь глубочайшего пиано, когда, казалось, звучали уже не голоса, а сами стены. Аббатство на острове святого Оноре: монахи, принявшие обет молчания, не могли сдержаться и кратко выражали восхищение: «Браво, руссо!». Шоу не было, только серьезная классическая музыка, в основном духовная, несколько произведений с католическим уклоном, подготовленных специально для фестиваля. Последний концерт — на открытой площадке Сёке, возле крепости, с которой начинался город: сюда могли прийти все желающие.

Лучше хором— Сергей Юрьевич, не кажется ли вам, что Россия сегодня чаще молчит и кричит, чем поет?

Почему люди вдруг начинают петь — порой в самых неожиданных местах: в старинном амфитеатре, в лесу, прямо на улице? У заслуженного деятеля искусств России дирижера Сергея Пименова всегда есть масса примеров такого вот естественного, внезапного пения. «Все люди поют», — любит говорить создатель мужского хора, а также концертного хора мальчиков и юношей, из которого выросли взрослые «Певчие», а также уникального учебного заведения — Свердловского мужского хорового колледжа.

— Россия традиционно славилась низкими мужскими голосами. В репертуаре «Русских певчих» много произведений, основанных на ярких сольных партиях нижнего регистра. Басы и баритоны остаются нашим «национальным достоянием»?

— Русские — певучая нация. Язык наш так устроен, что он льется, длится, а не «режется» на короткие отрывистые фразы. Возможно, просторы так повлияли на русскую речь и создали ее напевность и раскатистость. Но происходит и эволюция — и речи, и жизни. Сегодня ситуация иная, идущая вразрез с исконной русской традицией: из поющей нации мы превратились в мало поющую, в сравнении с другими. Наш хор много ездит, и мы видим, как, например, в Германии и Нидерландах поют целые города во главе с мэром, а в Соединенных Штатах Америки хоровая ассоциация включает несколько миллионов человек. Дальновидные политики понимают: хоровое пение объединяет нацию, укрепляет ее волю. Не случайно во многих странах действуют целевые программы развития хоров. К тому же, что немаловажно, это один из самых экономичных видов искусства.

— Что дает пение конкретному человеку, например вашим певчим?

— Конечно. Баритон Дмитрий Хворостовский, например. В нашем коллективе есть самобытные низкие голоса: выпускник колледжа, теперь студент консерватории Алексей Семенищев, давно поющий с нами Евгений Самойлович. Но и с голосами сейчас происходят перемены. В XXI веке люди и говорят, и поют более низко, чем в XIX: диапазон опустился примерно на кварту. Большая редкость теперь высокие голоса. Может, поэтому именно тенора стали любимцами публики.

Все дети поютО концертном хоре мальчиков Свердловского мужского хорового колледжа говорят как об одном из лучших в стране. Им освоено множество сложнейших в истории музыки произведений для детских голосов. Нынешним летом проводился Всероссийский фестиваль хоров мальчиков в Москве, его участниками стали лишь несколько коллективов, среди них — екатеринбургский. Были особо отмечены чистота и богатство звучания, общая выстроенность хора.

— Внутренняя полифония, многоголосие позволяет справиться с очень многими проблемами. Люди, поющие в хоре, более гармоничны. Они умеют слушать и слышать — себя и других. Необходимое качество для того, чтобы успешно осуществлять себя в обществе.

— Скорее не песню, а историю. Я просто работал, и все происходило как бы само собой. А мальчишеские голоса особенные, не зря их называют ангельскими. Когда появился хор (сначала он числился при Уральской консерватории), я подумал, что если бы дети не просто встречались на репетициях несколько раз в неделю, но и учились вместе, результат был бы лучше. Время способствовало: производство тогда, может быть, и испытывало спад, но в культуре зарождалось много нового и даже поддерживалось властями. Так в 1992 году был учрежден Мужской хоровой лицей.

— Сергей Юрьевич, когда вы 16 лет назад создавали хор мальчиков, вряд ли ставили перед собой глобальную задачу вернуть россиянам песню. Или ставили?

— Раздельное обучение — в рамках российской традиции. Природа у нас разная, уровень стараний, творческий потенциал. Я убежден, что мальчики должны учиться, соревноваться, конкурировать с подобными себе. А от мира они не отделены. Разве лучше, если парень с детства дергает соседку по парте за косу? Вряд ли это способствует формированию рыцарских качеств. Наши ребята умеют ухаживать, могут поговорить на любую тему, в них воспитан дух уважения к девочкам, и тем это очень нравится. Мужской коллектив делает ребят более мужественными.

— Редкое явление — школа «только для мальчиков». Не обделены ли ваши дети в чем­то: в то время как реальный мир состоит из двух половин, их школьный мир — из одной?

— Возраст в пении имеет решающее значение, его нельзя игнорировать. Серебряный тембр мальчишеских голосов невозможен больше ни в какое другое время жизни. Но век мальчиков короток, происходит мутация, голос меняется. Зато с годами наращивается его сила. Время здесь не обгонишь, главное быть с ним в союзе, понимать и учитывать возрастные особенности. Выступаем мы совместным хором мальчиков и юношей: каждый возраст несет свой вклад в общее звучание. На старших курсах ребята сами создают вокальные, джазовые ансамбли, по интересам. Коллективное пение — это не обязательно духовная музыка, но и эстрадная, поп, фольк…

— В лицее несколько певческих коллективов разного возраста?

— Голосовые связки — тонкий и сложный механизм. Пианист, например, хотя бы видит свои руки, может контролировать их постановку. А как управлять тем, что не видишь? Традиционное обучение строится по принципу «бери пример с меня». Чтобы взять такуюто ноту, педагог показывает, что следует сделать со своим организмом. Но как ребенку сказать «представь, что у тебя в горле горячая картофелина», и чтобы он еще пел при этом? Я не говорю с детьми о постановке дыхания, не вторгаюсь в физиологию. Но специально подобранные фонетические упражнения позволяют разработать артикуляцию, научиться петь правильно. В результате дети а’капелльно, без сопровождения инструмента, исполняют «Полет шмеля» Римского­Корсакова — без слов, одним голосом: это о чем­то говорит?! По такой системе можно распеть каждого, я в этом убежден.

— При обучении вы пользуетесь собственной авторской методикой, которая, насколько я знаю, широко востребована: мастерклассы проходят в стране и за рубежом. Она действительно позволяет из любого человека сделать поющего?

— На подготовительное отделение мы берем почти всех, причем начинаем с трехлеток! Но лицей (теперь он официально называется колледжем) — все­таки среднее специальное учебное заведение, дающее образование на уровне музучилища. Поэтому родители должны сами понимать: не каждый выдержит такую нагрузку. К тому же дети много ездят: по нескольку раз в год бывают на гастролях. Мы не даем установку, что все выпускники пойдут в музыку: по нашей статистике, этот путь выбирает только половина. Вторая идет в УрГУ, УГТУУПИ. Но пение никто не оставляет. Я всегда говорю: человек не может быть единожды талантлив. Задавая себе высокую планку, он становится успешным во всем.

— Однако поступить в лицей не так­то просто…

Инициатива не наказуемаАктивное пение способствует активной жизненной позиции. Не удовлетворяясь участием в различных конкурсах и фестивалях, уральские певчие под руководством Сергея Пименова создают свои. 2000 год: на фестиваль «Американская музыка на Урале» прибыло несколько коллективов из США; итогом стал тысячеголосый сводный хор в Театре оперы и балета. 2001 год: инициирован фестиваль «Рождество в России», ставший традиционным. 2003 год: проводится фестиваль венгерской музыки. 2006 год: в честь юбилея концертного хора стартовал фестиваль «15 лет — 15 городов — 15 стран». 2007 год: уральцами учрежден международный фестиваль русской хоровой музыки на Мальте.

Дополнительные материалы:


За нашу «Победу» Я сварю вам пять куриц Почему не начались аукционы В тюрьмах детей не спасти Гражданственность — значит конкурентоспособность Потенциальный подарок не продается Профсоюз дебютировал антиамериканской акцией Авиатакси подано. Счетчик включен Сети по цепочке

Главная / Энергоносители