Главная / Энергоносители / Старая песня

Генераторы развитияПроизводство электрического, электронного и оптического оборудования остается наиболее динамичным сектором машиностроения Пермского края: результат прошлого года — 121,4% в сравнении с 2005­м, в первом квартале этого года — 122,4% по отношению к аналогичному периоду 2006­го.


В течение этого года холдинговая компания «Привод» (Лысьва, Пермский край) поставит шесть турбогенераторов для строящейся газотурбинной электростанции (ГТЭС) ООО «Лукойл — Западная Сибирь». Станция мощностью 72 МВт будет работать на попутном нефтяном газе и обеспечит электроэнергией Ватьеганское месторождение в ХМАО. Запуск новой ГТЭС планируется к концу 2007 года, она станет самой крупной электростанцией для собственных нужд Лукойла. «Привод» полностью обеспечит потребности в турбогенераторах для этого проекта.

Помимо «Привода» в сегменте представлены такие успешные предприятия, как «Камкабель», «Искра­Энергетика», Суксунский оптико­механический завод. По итогам 2006 года прирост производства на «Камкабеле» (крупнейшем в России изготовителе кабельной и полупроводниковой продукции, первое место в СНГ по объему переработки цветных металлов) составил 15%. Эта компания активно вкладывается в развитие: ведет строительство цеха кабеля с изоляцией из сшитого полиэтилена, уже закуплено оборудование швейцарской фирмы Maillefer. Выпуск высоковольтных кабелей с такой изоляцией обусловлен необходимостью постепенной замены существующих маслонаполненных кабелей в сетях крупных городов и на подстанциях энергоемких промышленных предприятий. Замена уже началась в энергосистемах Москвы, Уфы, Набережных Челнов и на таких крупных предприятиях, как Магнитогорский, Челябинский, Новолипецкий металлургические комбинаты.

— Этот сегмент наименее капиталоемок. Поэтому при прочих равных условиях он оказался более устойчив к коллапсу внутреннего спроса на продукцию машиностроения в кризисные годы, — объясняет начальник отдела анализа и прогнозирования департамента макроэкономики администрации губернатора Пермского края Александр Соловьев. — Успех обусловлен ориентацией на растущий в условиях благоприятной конъюнктуры ТЭК (а значит, достаточно высокий спрос на изготавливаемую продукцию) и сохранением научного потенциала. Это позволяет развивать производство не только в сторону увеличения объемов и качества, но и совершенствовать продукцию, выходить на новые товарные линейки, заключать экспортные контракты, приобретать высокотехнологичное оборудование.

Одна десятая промышленностиВ целом развитие машиностроения в Пермском крае однозначно оценить сложно: отрасль отличается высокой неоднородностью по спектру выпускаемой продукции, ориентации на конкретные рынки и структуре потребителей. Александр Соловьев:

Один из крупнейших контрактов компания «Искра­Энергетика» (акционеры — российское НПО «Искра» и американская Russian Engine Holding Company, дочернее предприятие Pratt & Whitney) заключила в ноябре 2006 года с компанией «Сахалин Энерджи» на поставку оборудования по проекту «Сахалин­2». Договор на 19 млн долларов предусматривает полный объем работ — проектирование, строительство, материально­техническое снабжение, ввод в эксплуатацию трех газотурбинных энергоблоков «Урал­4000» и электрической подстанции для насосно­компрессорной станции № 2.

Доля машиностроения в валовой добавленной стоимости промышленности Пермского края в 2002 — 2005 годах снизилась с 16,7 до 9,4%. В первую очередь это связано с ростом экспортно­ориентированного сектора экономики региона на фоне исключительно благоприятной ценовой конъюнктуры (для Прикамья прежде всего это нефть и калийные удобрения).

— С одной стороны, определенные успехи в развитии есть. По итогам 2006 года рост прибыли составил 160,6%. Это выше среднего по экономике и даже выше, чем рост прибыли в экспортно­ориентированном секторе. Но с другой стороны, этот рост обеспечен в основном заказами ТЭК. Значительно (более чем на 30%) вырос экспорт машиностроительной продукции (в основном в страны СНГ), но доля его в общем экспорте пока не велика (5,6%, причем я считаю эту цифру завышенной, так как статистикой отражается не весь экспорт ТЭКа). Инвестиции также недостаточны, темпы роста за год — ниже средних по краю. В машиностроение вкладывается не более 3%, так как его рентабельность ниже среднего уровня.

Среди основных тенденций, присущих пермскому машиностроению на современном этапе, выделим стремление к диверсификации, выходу на новые рынки (например, продукции автомобилестроения), освоение экспортного направления (доля экспортного машиностроения недопустимо низка — около 3%). «Для предприятий, ориентированных на традиционные заказы (со стороны монополий, государства), характерно стремление привлечь к себе внимание этих заказчиков. Хотя считаю, что, например, для предприятий авиастроительного комплекса осваивать выпуск потребительских товаров — не выход, так как именно традиционная продукция (как более наукоемкая и, соответственно, дорогая) имеет лучшие перспективы», — отмечает Александр Соловьев.




На фоне нестабильного финансирования госзаказов пермские двигателестроители активно включились в решение актуальной задачи — обеспечение отечественных компаний в сфере ТЭК энергоресурсами. Доля предприятий пермского моторостроительного комплекса на российском рынке газотурбинных электростанций в классах мощности 2,5 — 30 МВт составляет около 15%. Наиболее перспективным его сегментом на ближайшие пять­семь лет считается разработка и производство энергетических машин единичной мощностью 12 — 30 МВт. Для успешного освоения этого рынка, расширения доли на нем до 20 — 25% пермские двигателестроители не только реализуют инвестиционные проекты «пэкиджа» на базе двигателя ПC­90А, но и стремятся осуществлять функции системного интегратора (по сути, строить на объектах заказчика электростанции «под ключ»). У «Пермских моторов» есть опыт производства газотурбинных электростанций серии «Урал» для предприятий Иваново, Тюмени, Сургута, Соликамска, Башкирии. Среди последних точек — итальянский город Адриа, куда поставлены два энергоблока на базе «Урал­4000», и пермская ТЭЦ­13, в состав которой войдет первая газотурбинная электростанция мощностью 16 МВт.

Одно из ведущих направлений машиностроения региона — моторостроение. Доля государственного заказа в общем объеме реализации продукции, например, «Авиадвигателя» составляет 30%. Госзаказ направлен в первую очередь на создание и сертификацию двигателя ПС­90А2 в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 — 2010 годы и на период до 2015 года». Новый двигатель по показателям надежности должен достичь уровня лучших зарубежных аналогов. Стоимость его жизненного цикла в сравнении с существующим двигателем ПС­90А уменьшится на 35 — 37% за счет увеличения ресурса деталей и надежности их работы. Предполагается обеспечение соответствия требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по шуму и нормам по эмиссии вредных веществ. Вместе с тем, по словам управляющего директора, генерального конструктора «Авиадвигателя» Александра Иноземцева, «в прошлом году впервые за пять лет финансовая поддержка государства оказалась неполноценной. Из­за неразберихи при оформлении Федеральной целевой программы мы не получили 200 млн рублей, которые нужны нашему конструкторскому бюро как воздух».

26 января 2006 года «Мотовилихинские заводы» провели дебютное размещение облигационного займа на фондовой бирже ММВБ по открытой подписке в форме конкурса на определение ставки первого купона. Весь выпуск долговых бумаг холдинга был реализован в первый день размещения и вызвал интерес большого круга институциональных инвесторов. Общий объем спроса достиг 3 млрд рублей при номинальной стоимости займа в 1,5 млрд рублей (таким образом, спрос превысил предложение в два раза). В целом в заявках предлагалась ставка первого купона в диапазоне от 9 до 11% годовых. Средства, полученные в ходе размещения, направлены на финансирование инвестиционной программы, а также на замещение более дорогих заемных средств, что позволило уменьшить бремя обслуживания кредитного портфеля холдинга. К настоящему времени приобретены станки для машиностроительного дивизиона Мотовилихи, подписан контракт на производство и монтаж шихтового крана, ведется модернизация металлургических мощностей для оптимизации производственного процесса, снижения себестоимости продукции и концентрации на производстве изделий с максимально высокой рентабельностью.

Проекты­миллиардерыСреди масштабных инвестиционных проектов машиностроительных предприятий Прикамья выделим еще несколько. Александровский машиностроительный завод (производство горношахтного оборудования: ленточные конвейеры, рудничные контактные электровозы, погрузочные машины на рельсовом ходу) представил беспрецедентную для отрасли по сроку (более шести лет) и масштабам вложений (10 млрд рублей) инвестпрограмму: создание российско­британского СП для производства редукторов, а также развитие цехов железнодорожных тележек, кирпича, керамогранита и многого другого. Интересно, что проект предполагает значительное число новых рабочих мест (порядка 2 тыс. человек), поэтому предприятие планирует привлечь профильную рабочую силу из Казахстана.


Главное — пиар, остальное — маневры Горе без ума Пристанище для грузов Вспомним революционера Минеральный процессинг Чтобы помнили Парад эмиссий Стратегия уверенности Не панацея, но условие

Главная / Энергоносители