Главная / Энергоносители / Музей третьего тысячелетия






Строительство нового музейного здания в России — в принципе прецедент. Амбиции Перми еще шире: здание должно стать выдающимся произведением актуальной архитектуры и самой современной художественной площадкой в музейном пространстве страны.

Площадка под строительство галереи
В конце мая в Москве официально объявлен международный архитектурный конкурс на создание проекта нового здания Пермской государственной художественной галереи (ПГХГ), входящей в пятерку самых крупных художественных музеев России. В сентябре 2010 года ПГХГ должна начать работу в новом помещении.

Здание кафедрального собора и коллекция произведений искусства неплохо друг другу соответствовали. Искусствоведы и хранители следили за состоянием великолепного иконостаса, а древние стены создавали идеальный микроклимат и удивительную акустику, которая позволила галерее стать еще и популярным местом проведения камерных концертов. Однако идиллия не могла продолжаться вечно. Коллекция ПГХГ разрастается, в ней насчитывается около 47 тыс. единиц хранения, а в экспозиции представлено всего около 2% экспонатов. К счастью, беспокойство директора ПГХГ Надежды Беляевой за судьбу коллекции разделили министерства культуры федерального и регионального уровней, а также губернатор Прикамья Олег Чиркунов.

Свято место…Разговоры о необходимости предоставления галерее нового здания начались около десяти лет назад. Нынешняя резиденция ПГХГ — здание кафедрального собора, построенное в конце XVIII века. По закону оно должно быть возвращено Русской православной церкви.

…И иное времяНовый художественный музей, получивший название PermMuseumXXI, будет первым в России, отвечающим запросам третьего тысячелетия. Кроме того, он призван стать городским брендом, визитной карточкой города и края, таким же как музей Гугенхайма в Бильбао (архитектор Френк Гери), музей Киасма в Хельсинки (архитектор Стивен Холл), музей в Граце (архитектор Питер Кук).

О роли Чиркунова в истории с галерейной новостройкой стоит сказать особо. Именно он настоял на том, что здание должно стать шедевром современной архитектуры. Идея вызвала неоднозначные отклики: говорили, что подобный прожект никогда не воплотится в реальность, а классическая и несколько консервативная коллекция будет плохо сочетаться с архитектурным авангардизмом. Однако губернатор проявил настойчивость, а галерея — готовность к переменам. И «процесс пошел».

Архитекторы­-конкурсанты будут основываться на концепции, разработанной австрийским музеологом Дитером Богнером. Она предусматривает тематический принцип создания экспозиции, отменяющий традиционные географо­хронологические подходы. Так, пермскую деревянную скульптуру Богнер предлагает совместить с западноевропейской религиозной живописью: пусть рядом находятся изображения Христа, Мадонны и святых, созданные в разных странах и в разное время.

Организацией конкурса занимается Центр современной архитектуры (Москва), директор которого Ирина Коробьина приложила все усилия для того, чтобы состав жюри был максимально авторитетным. В жюри вошли ведущие архитекторы мира, в том числе президент Российской академии архитектуры Александр Кудрявцев, Арата Исодзаки (Япония), Бен ван Беркель (Нидерланды), и серьезнейшие музеологи, такие как директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор австрийского музея МАК Питер Ноевер. Призовой фонд конкурса — 300 тыс. долларов.

По мнению Богнера, музей будет посещаемым, если станет постоянно меняться. Во всем мире (и Пермь не исключение) в художественных музеях есть постоянная экспозиция, а есть сменные выставки. Дитер Богнер предлагает сделать частично сменной даже постоянную экспозицию, причем изменения должны происходить часто и быстро. Кроме собственно экспозиции, в новом музее будут два не менее мощных узла — детский музейный центр и открытая библиотека.

Традиционный музей — это один маршрут, посетитель проходит его от экспоната к экспонату. Богнер предлагает спроектировать музей так, чтобы возможно было выбирать из нескольких: человек сам будет решать, в какую сторону пойти и что вслед за чем осматривать. В центре этой сложносочиненной конструкции автор концепции предлагает разместить музейное кафе и панорамную площадку с видом на Каму.

Концепция Богнера, по словам Надежды Беляевой, очень креативна и при этом вполне реальна. Она хорошо соотносится с нынешней галерейной данностью и с теми задачами, которые ставятся перед новым музеем. И все же во время визита Богнера в Пермь Надежда Беляева призналась: «Я только сейчас поняла, на что мы замахнулись. Страшновато стало».

В подвижном музее и архитектура должна быть подвижной — это ключевой момент в задании архитектурного конкурса. Вторым таким моментом стала «заметность» музея: он должен стать визитной карточкой города, тем более что строиться будет на очень заметном месте — высоком речном берегу, сразу после въезда в центральную часть Перми по Камскому мосту.


Борьба за лидерство Вода огонь гасит Дивись, какой девайс Ничто современное Перми не чуждо Федеральная прививка Миссия невыяснима Село поднимется на пиве Размытые перспективы Вещь в себе

Главная / Энергоносители