Главная / Энергоносители / Бедные родственники Представляем вниманию читателя первый рейтинг сайтов авиапредприятий региона. Мы не рассматриваем технические или дизайнерские аспекты. Наш взгляд — взгляд типичного пользователя. Прежде всего посетитель сайта хочет быстро найти нужную информацию. При этом о таких вещах, как «платформа», «скрипт» или «хостинг», он понятия может не иметь, ему достаточно ссылок и баннеров. Еще пользователь может давать оценки «красиво-некрасиво» и «удобно-неудобно». На этих принципах основан и наш рейтинг. Возрастающие государственные и международные требования к системе электронного документооборота пока слабо отразились на совершенствовании сайтов уральских авиакомпаний и аэропортов. Их полноценному развитию мешают низкий уровень конкуренции в авиационной отрасли и недооцененные возможности интернет-ресурса. Между тем актуальной задачей как для авиакомпаний, так и для аэропортов становится оперативное информирование через корпоративные сайты о задержках рейсов или их отмене (наличие online-табло), представление схемы проездов от центра города к аэропортам (отражающее временные перекрытия участков автодорог), расписания движения к аэропорту и от него автобусов и электричек и т.п. Безусловно, возможность предоставления таких услуг требует постоянной поддержки авиасайта. Приносим свои извинения Современные услуги для потенциальных пассажиров на большинстве авиасайтов отсутствуют. В лучшем случае здесь можно найти маршрутное расписание, оперативную информацию о деятельности авиакомпаний и аэропортов (прочитать об открытии новых рейсов, награждении лучших сотрудников, участии в различных выставках и даже о проведении в Уфе международного турнира по мини-футболу). Российских членов Всемирной ассоциации воздушного транспорта (IATA) — семь, уральских авиакомпаний среди них нет. Но без электронного билета они не будут востребованы на международном рынке авиаперевозок. Пока среди всех авиакомпаний Урала и Западной Сибири электронный билет можно оформить лишь на сайте «Уральских авиалиний», и то на ограниченный круг международных рейсов. С начала 2008 года участники мирового авиационного сообщества отказались от бумажной технологии продаж билетов и перешли на систему электронного билета (eticketing, см. «Ни помять, ни потерять», «Э-У» № 5 от 05.02.07). Полетали — налетели Рейтинг сайтов аэропортов и авиакомпаний не принес особых сюрпризов. Невысокий уровень их основной массы скорее свидетельствует не о низкой квалификации создателей или небольших бюджетах, а о незначительном уровне конкуренции в отрасли: сайты не считаются эффективным каналом продвижения. Как показывает мировая практика, заказ билетов на сайтах авиакомпаний с последующей оплатой по банковской карте стал очень распространенной услугой. В нашем регионе эта услуга в полном варианте внедрена только теми же «Уральскими авиалиниями» (продажи через сайт уже достигли 7%, в течение года ожидается их рост до 10%). На сайтах ЮТэйр и «Когалымавиа» имеется возможность только заказа, затем курьер привозит билеты, а платить вы будете наличкой. На сайте «Авиапрада» услуга бронирования формально существует, но все попытки воспользоваться ею неизменно натыкаются на надпись: «В системе произошел сбой. Приносим свои извинения». Помимо простого стремления к совершенству сайтов, у авиапредприятий есть и вполне материальные стимулы: хороший сайт способен принести дополнительные доходы, например от сервиса продажи билетов, привлечения арендаторов (на сайте крупнейшего аэропорта страны Домодедово магазинам и предприятиям общепита посвящен большой раздел), услуг гостиницы и парковки. Более всего это относится к аэропортам. Если авиакомпанию пассажир может выбирать (и то не всегда, преимущественно на московском направлении), то альтернативы аэропорту нет. Возможно, поэтому далеко не все аэропорты имеют веб-сайты, даже такой крупный, как челябинский Баландино (его сайт планируется запустить в начале этого года). В пяти городах аэропорт и местная авиакомпания принадлежат одному юридическому лицу (что также говорит об искаженной конкуренции в отрасли), и аэропорт представлен разделом на сайте авиакомпании. Отметим, что среди авиакомпаний лидирующие позиции заняли наиболее крупные (сайт небольшой «Когалымавиа» попал в их число, поскольку его разработкой занимался профессионал — РБК СОФТ; другая его работа — сайт ЮТэйр — получила оценку еще выше). У аэропортов прямой зависимости между масштабом деятельности (мы оценили его по величине сети регулярных маршрутов) и качеством сайта нет. Здесь качество сайта, видимо, зависит от времени его создания (у многих просто нет желания обновлять старый, но действующий), вложенных денег и опыта разработчика. Счастливое исключение и явный лидер — сайт екатеринбургского аэропорта Кольцово. Имидж авиации всегда был связан с высоким качеством техники и обслуживания: к этому обязывает прежде всего специфика деятельности. Приходит время, когда корпоративный сайт становится составной и немаловажной частью этого имиджа. Побродив по сайту и ткнув в большой баннер с надписью VAspanUS, мы узнаем о существовании сообщества любителей виртуальной авиации. При помощи программ-симуляторов полетов и интернета, связывающего участников, эмулируются не только самолеты, но и аэропорты, диспетчерские службы. Рейсы выполняются по реальным маршрутам на различных моделях самолетов (так, «ВА БАЛ» «летает» из аэропорта Уфы в 14 городов на самолетах трех типов). На сайте можно почитать устав и расписание полетов, узнать последние новости, познакомиться с пилотами и генеральным директором компании (судя по фото, ему лет 20, но он «пилот второго класса, налетавший свыше 200 часов»). Реальный сайт виртуальной авиакомпании В поисках авиасайтов мы наткнулись на сайт «Виртуальной авиакомпании “Башкирские авиалинии” — “ВА БАЛ”» (va-bal.nm.ru). Человек, случайно попавший на него, будет некоторое время пребывать в недоумении. По дизайну он вполне напоминает сайт обычной авиакомпании. Смущает и надпись крупными буквами «Официальный сайт». Да и сами «Башкирские авиалинии» юридически существуют. Почему же тогда компания виртуальная? Таблица Результаты тестирования сайтов авиапредприятий Уральского региона Как указано на сайте, «виртуальная авиакомпания “Башкирские авиалинии” создана в состоянии реальной а/к “БАЛ” на момент 2003 года». Реальная авиакомпания «Башкирские авиалинии», потеряв два самолета (в том числе один — в печально известной катастрофе над Германией летом 2002 года), несколько лет пребывает в состоянии банкротства и регулярных полетов не ведет. Созданная при участии «ВИМ-Авиа» и правительства Башкортостана «Авиакомпания Башкортостан» (www.air-bashkortostan.ru) к регулярным полетам до сих пор не приступила, а на ее сайте из всех разделов представлен только список телефонов. В рейтинге участвовали веб-сайты аэропортов и авиакомпаний Урало-Западносибирского региона, работающие на рынке регулярных пассажирских авиаперевозок, принимающие и использующие воздушные суда первого класса (массой свыше 75 тонн) и более крупные. Предприятия, занимающиеся обслуживанием исключительно местных воздушных линий, в рейтинг не включались. Методика У пяти аэропортов (Пермь, Ижевск, Оренбург, Нижневартовск и Новый Уренгой) эксплуатантом является авиакомпания, базирующаяся в этом аэропорту. В этих случаях сайты аэропортов совмещены с сайтами авиакомпаний. Поскольку структура сайта аэропорта и компании различна, мы оценивали их дважды: как сайт и аэропорта, и авиакомпании. (Компании Нижневартовскавиа и Новоуренгойский объединенный авиаотряд в рейтинг не попали, так как работают на местных авиалиниях.) Всего в регионе этому критерию соответствует 21 аэропорт, в рейтинге участвуют 1 Аэропорты Кургана, Орска и шесть аэропортов в Тюменской области сайтов не имеют, в челябинском Баландино сайт в стадии разработки. Все девять авиакомпаний региона, занимающиеся дальними пассажирскими перевозками, имеют собственные сайты. Сайты рассматривались с точки зрения пассажиров, как самой большой аудитории. Разделы, предназначенные для клиентов и партнеров —юридических лиц, а также акционеров и инвесторов, не анализировались. Таблица Описание категорий Тестирование проводилось с 17 по 25 декабря. Сайты оценивались по 39 (аэропорты) и 35 (авиакомпании) параметрам, которые можно разделить на две большие группы — информационное наполнение и внешний вид, удобство навигации. 26 параметров — общие для сайтов аэропортов и авиакомпаний. В итоговом рейтинге близкие параметры сгруппированы в категории, по каждой выставлена оценка по трехбалльной шкале: «+1» — наилучшие показатели в категории, «0» — средние, «-1» — наихудшие. Например, чтобы получить «+1» в категории «О компании», необходимо присутствие на сайте регулярно пополняемого раздела новостей, а также раздела истории и технических данных. При неоднозначности оценки этих параметров учитывалось наличие схем и фотографий аэропорта или самолетов. В зависимости от вида параметра ему присваивалась либо двухбалльная оценка «да/нет» (например, наличие поиска по сайту), либо трехбалльная «плохо/средне/хорошо» (для дизайна и меню). Конечно, структура сайтов аэропортов и авиакомпаний различна (строго говоря, мы получили два отдельных рейтинга), но в силу того, что часть параметров сопоставимы, составлена общая таблица. Итоговый рейтинг представляет собой сумму положительных баллов по шести категориям. Мы не стали суммировать отрицательные оценки (для итогового рейтинга «0» и «-1» одинаково дают ноль баллов), но для демонстрации конкретных недостатков сайтов они интересны. Дополнительные материалы: Чтобы показать величину авиапредприятий, был выбран наиболее доступный показатель — количество регулярных направлений — число городов, в которые летает компания или в которые можно попасть регулярным рейсом из аэропорта. • Статичная, редко обновляемая информация. • Пустые места в разных частях сайта из-за несоответствия размеров колонок и представленной информации. • Навязчивая реклама, перегруженность рекламными баннерами. • Меню, новости, реклама, информация перемешаны, нет четкого разграничения. • Плохо структурированное меню: — пункты с неясным содержанием, слишком много пунктов в меню первого уровня; — наиболее востребованные разделы (расписание, табло) не бросаются в глаза. Типичные ошибки в оформлении сайтов аэропортов и авиакомпаний Первая страница • Не работающие ссылки и сервисы, не загружающиеся картинки, отображение частей тэгов HTML. • Нет логотипа сайта (отображаемого рядом браузеров). • Незаполненные, слабо заполненные разделы, разделы в стадии разработки. • Слишком большие фотографии. • Окна, требующие горизонтальной прокрутки. • Слишком много внимания разделам для партнеров-юрлиц. • Отсутствие ссылки на первую страницу на других страницах. • Некорректная работа в браузере Opera (используется в России примерно на четверти компьютеров). Прочее Место замыкания От скуки на все руки Миновать критическую точку Уфалейникель заплатит за воздух За цементом не занимать Укрупненным курсом Ставки, медленно снижаясь, приближаются к точке равновесия Это не лечится Чересчур свободный художник Главная / Энергоносители |
||