Главная / Энергоносители / Русские летят Венгерская авиакомпания Malev после смены собственников взяла стратегический курс на превращение Будапешта в транзитный пункт для российских пассажиров, в том числе с Урала, и организацию центров сервисного обслуживания самолетов SuperJet. Петр Леонов — Были серьезные опасения и в Венгрии, и во всей Европе по поводу возможности прихода на рынок авиаперевозок совместной компании с российским участием. Приобретение российскими бизнесменами акций Malev — первый успешно реализованный проект. Были попытки «Аэрофлота» купить Alitalia, сейчас ведутся разговоры об участии «Аэрофлота» в приватизации сербской авиакомпании JAT Airways. Но мы сделали это первыми. Я живу в Венгрии уже 17 лет, три года занимался сложным приватизационным процессом Malev. И возглавил компанию, достаточно хорошо зная и людей в ней, и менталитет, и страну. На открытие генерального консульства Венгрии в Екатеринбург в конце января прибыло много представителей компаний этой бывшей социалистической страны. Они рассчитывают войти на уральский рынок или расширить здесь свое присутствие. В числе почетных гостей оказался Петр Леонов — первый гражданин России, возглавивший иностранную авиакомпанию: в сентябре прошлого года он был назначен генеральным директором Malev. Это стало возможным благодаря тому, что год назад в результате приватизации 99% акций национального авиаперевозчика Венгрии было приобретено российско-венгерским совместным предприятием AirBridge Zrt, представляющим интересы российского авиаальянса AiRUnion во главе с гендиректором ОАО «Красноярские авиалинии» («Красэйр») Борисом Абрамовичем. Сегодня Петр Леонов утверждает, что ориентация на российский рынок для Malev — единственная возможность выжить в высококонкурентной европейской среде, и патриотизм тут ни при чем. Мы это сделали — Петр Викторович, как венгры отнеслись к приходу в Malev россиян? — Ничего необычного, неизведанного мы для себя не нашли. Компания с крепкими профессионалами, довольно хорошо работающая на рынке. А ее убыточность в последние годы связана с тем, что Malev был государственной компанией. Компания до сих пор сохранила многие пережитки социализма и нерыночной экономики. От них мы сейчас, конечно, избавляемся. Наша задача — сделать авиакомпанию эффективной и прибыльной. Это и в интересах Венгрии и акционеров. Для венгров важно то, что Malev остается национальным перевозчиком, акционеры взяли на себя такое обязательство. — Чем отличается управление иностранной авиакомпанией от российской? В прошлые годы компания испытывала серьезные экономические проблемы. Но 2007-й закончился для нас положительно: за весь год пассажиропоток увеличился на 6%, во втором полугодии — на 12%. Мы связываем это со вступлением в альянс One World (он дает нам пассажиров, которые летят через Будапешт), а также с нашим усилением на российском и среднеевропейском рынках. В апреле прошлого года Malev вступил в международный авиаальянс One World. Это открыло широкие перспективы для авиакомпании и пассажиров. Назову только огромную маршрутную сеть, возможность с билетом Malev путешествовать по всему миру, программу часто летающих пассажиров, которая распространяется не только на наши рейсы, но и на рейсы всего альянса: пассажиры Malev могут обменивать заработанные баллы на бесплатные билеты по всему миру. — Безубыточный 2008-й и прибыльный 2009 год. Malev старается выходить на российские региональные рынки, причем для нас это стратегическое направление. По российско-венгерскому соглашению мы получили возможность летать в пять городов России. Есть рейсы из Будапешта в Москву и Санкт-Петербург, в прошлом году открыли до Екатеринбурга. Но екатеринбургский рейс мы пока финансируем, там средняя загрузка самолета составляет 56% при средней по авиакомпании в 2007 году 72%. Надеемся, что с открытием в Екатеринбурге консульства Венгрии пассажиропоток увеличится. Еще два российских города мы пока для себя не определили. — Что конкретно предусматривает новый бизнес-план вашей компании, принятый советом директоров в ноябре прошлого года? Благодаря тому, что Венгрия с декабря прошлого года вступила в Шенгенскую зону, у россиян появилась возможность путешествовать через Будапешт и в другие страны Европы. Сейчас у россиян проявляется интерес к венгерским термальным курортам — это озеро Балатон и близлежащие места. Есть возможность развивать и событийный туризм, в частности я имею в виду привязку рейсов к чемпионатам «Формулы», которые проходят ежегодно в Будапеште в августе. — Конкуренты действительно сильные. Мы должны искать то, чем можем привлечь пассажира. В первую очередь — удачное время вылета, короткое стыковочное время через Будапешт. Это дает значительное преимущество по сравнению с франкфуртским и другими загруженными аэропортами Европы. Наша специфика в том, что мы предлагаем южно-европейский рынок — Румынию, Болгарию, бывшие республики Югославии. Стараемся большое внимание уделять сервису. Например, на борту самолета предлагаем пассажирам национальное меню: венгерские вина, элементы венгерской кухни. — Но это предусматривает жесткую конкуренцию с авиакомпаниями центральной Европы, прежде всего Lufthansa и Ausspanian Airlines. Как вы оцениваете здесь свои позиции? — Я родился в России, в Красноярске, служил на Урале под Челябинском. Конечно, я ощущаю себя россиянином, но прекрасно понимаю венгерский менталитет, наших венгерских коллег и друзей. Поэтому в этом отношении мне очень хорошо работать. И венгры довольны, и русским приятно — Вы так увлеченно рассказываете о «нашем венгерском», что возникает вопрос: кем вы себя больше ощущаете — венгром или россиянином? — Повернуться лицом к России — это задача, которая была поставлена нашими акционерами. Причем не только российскими, но и венгерскими. Европейский рынок очень конкурентен и загружен, свободных ниш практически нет. Поэтому для развития нашей компании стратегический приоритет — Россия и бывшие советские республики (Казахстан, Украина). Это перспективный рынок, на котором мы собираемся работать. — Тот факт, что руководитель Malev — гражданин России, как-то повлиял на планы развития компании? — В любом случае это будет экономическое решение. Мы рассматриваем всех производителей ближнемагистральных самолетов — Bombardier, Breyer, фирму «Сухой». SuperJet, как нам кажется, очень интересный самолет. В первую очередь привлекают его цена и технические характеристики. «Сухой» обещает, что затраты на техобслуживание и эксплуатацию самолета будут на 20 — 25% ниже по сравнению с аналогами на рынке. А технические характеристики сопоставимы. Решение о покупке SuperJet будет приниматься в 2009 году. — А недавно объявленное вами намерение закупить самолеты SuperJet продиктовано экономической целесообразностью или патриотизмом? — Будет ли меняться структура акционеров Malev? Кроме того, Aeroplex, дочерняя компания Malev, выиграла конкурс на организацию технического обслуживания самолетов SuperJet. Это позволит нам лучше узнать самолет. И когда придет время обновления нашего регионального парка турбореактивных самолетов, когда мы будем делать выбор, наш опыт технического обслуживания даст SuperJet дополнительные преимущества. Техобслуживание начнется, как только первые самолеты начнут поступать европейским заказчикам, это 2009 — 2010 годы. У Malev очень сильная техническая база в Будапеште, а сейчас и в Москве. Мы планируем и дальше расширять базу в России: будет открыт технический центр в Красноярске, также рассматриваются еще несколько других вариантов, в том числе на Урале. То есть мы будем осуществлять сервисное обслуживание самолетов SuperJet, закупленных не только иностранными европейскими компаниями, но и российскими. — Какие инвестиции намерены направить акционеры в развитие авиакомпании в ближайшие два-три года? — В настоящее время российской стороне принадлежит 49% акций, венгерской — 51%, пока изменений не планируется. В перспективном бизнес-плане (через три-четыре года) — размещение акций компании на венгерских и европейских рынках. В этом случае структура собственности будет меняться. — Сейчас у правительства Венгрии есть какие-то претензии к деятельности компании? — Во время приватизационного процесса акционеры обязались вложить в компанию 50 млн евро и взяли на себя исполнение государственных гарантий этой авиакомпании на сумму 128 млн евро. За сами акции Malev уплачено около 800 тыс. долларов. То есть фактически все деньги — это будущие инвестиции и замена государственных гарантий. Пермяков вылечат Без соседа в голове Полярный Урал приготовят к продаже Палата номер два «Сибнефть» заманили в Тюмень Жизнь — в движении Нужно ли вузам объединяться 800 булочек на один избирком Деньги нам, вагоны — чехам Главная / Энергоносители |
||