Главная / Энергоносители / Плечо из металла Год 2006-й стал для российских металлургов удачным. По данным Минпромэнерго, индекс промышленного производства в черной металлургии вырос на 4,5% к уровню 2005 года, в цветной — на 5,2%. Объемы выручки меткомпаний увеличились почти на треть: сальдированный финансовый результат по отрасли составил 604,8 против 420,5 млрд рублей в 2005 году. В итоге крупные компании черной металлургии сохранили темпы прошлого года (21,5%), а цветной металлургии; продемонстрировали один из самых больших приростов в рейтинге (74,9%). Уральские металлурги в условиях благоприятной рыночной конъюнктуры скупают активы, связанные с наиболее металлоемкими отраслями. Это позволит компаниям укрепить позиции в высокопередельных сегментах и обрести устойчивость к колебаниям рынка. Динамике чермета помог постоянно растущий спрос на внутреннем рынке со стороны строительной, машиностроительной, нефтегазовой отраслей. В 2006 году потребление стального проката увеличилось на 17% по сравнению с 2005 м (до 33,4 млн тонн), труб почти на треть (до 7,7 млн тонн). В текущем году спрос продолжает расти: за первое полугодие строительство и автопром на четверть расширили объем работ. Потребление труб в стране по итогам восьми месяцев выросло на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. Высокий спрос позволяет сталеварам продавать продукцию с премией по отношению к мировым ценам. По данным агентства Fitch Ratings, в 2002 году разрыв между ценами на горячекатаный прокат внутри страны и на внешних рынках составлял 20 долларов за тонну, а к 2006 году увеличился до 98 долларов. Ветер в спину Процветанию игроков, занимающихся цветными металлами, способствовала хорошая мировая конъюнктура. 2006 год стал годом аномально высоких цен на медь, они поднялись на 57%. Рекорды ставили никель и цинк, подорожавшие в два с лишним раза. Кто куда Магнитогорский меткомбинат, удерживающий порядка 20% внутреннего рынка, ориентируется на автопром. В августе ММК приобрел 75% акций поставщика комплектующих для Ford и Volkswagen — питерского ЗАО «Интеркос-IV» (см. «ММК будет штамповать иномарки» , «Э-У» № 30 от 20.08.07). По словам пресс-секретаря Магнитки Елены Азовцевой, это шаг к реализации намерения комбината стать стратегическим партнером для автопроизводителей. К 2012 году компания планирует занять 50% рынка листового проката для автомобилестроения.К этому времени ММК должен успеть решить вопросы качества. По данным Объединения автопроизводителей России, сегодня дефектность поверхности отечественного листа почти вдвое выше, чем у зарубежных аналогов. Реконструкция мощностей поможет устранить проблему. Магнитка инвестирует более1 млрд долларов в строительство нового листопрокатного цеха мощностью 2 млн тонн в год. Цех начнет работу летом 2010 года, в 2011м выйдет на проектную мощность. Основное назначение комплекса — производство высококачественного холоднокатаного и оцинкованного проката для внешних и внутренних деталей автомобилей, а также бытовой техники и строительства, говорится в сообщении компании. Экстраординарная прибыльность могла подтолкнуть российских металлургов к консолидации отрасли, но на крупные сделки пока никто не решается (см. «Разговоры вместо консолидации» , «Эксперт» № 36 от 01.10.07). Поэтому меткомпании продолжили вертикальную интеграцию, вплотную приблизившись к потребителям. Летом компания сделала еще один шаг на рынок нефтегазовых услуг, купив крупнейшего производителя изолированных труб и трубной арматуры в этом сегменте ООО «Трубопласт» и два нефтесервисных предприятия у ТНК-ВР («Через сервис к нефтяникам» , «Э-У» № 37 от 08.10.07). По оценкам экспертов, это позволит трубникам относительно дешево выйти на рынок, который к 2010 году обещает увеличиться вдвое. Кроме того, по словам аналитика ИК «БрокерКредитСервис» Максима Шеина, компания получит доступ к конечному потребителю и увеличит рентабельность: в нефтесервисном бизнесе она достигает 15%. Другой дорогой к высокопередельным сегментам рынка пошли трубники. В начале 2007 года Трубная металлургическая компания приобрела 75% уставного капитала Орского машиностроительного завода. Это предприятие специализируется на производстве замков для бурильных и муфт для насосно-компрессорных труб, обслуживает компании нефтегазового комплекса, в том числе Сургутнефтегаз, Роснефть, Газпромнефть. «Покупка Орского машиностроительного завода состоялась в рамках реализации стратегии увеличения доли нефтегазового сервиса в продажах компании», — пояснил гендиректор ТМК Константин Семериков. Производители цветных металлов тоже шли в русле общей тенденции. Стремясь укрепить позиции в сегменте глубокой переработки меди, УГМК в 2006 году активно наращивала кабельные активы. Осенью компания приобрела 24,98% акций кольчугинского завода «Электрокабель». Предприятие представляет для компании интерес с точки зрения развития электротехнического комплекса, а также для увеличения доли присутствия на внутреннем рынке кабельно-проводниковой продукции. Также в конце прошлого года в состав УГМК вошел «Уралкабель». Напомним, первый кабельный актив — «Сибкабель» (Томская область) — компания приобрела еще в 1999 году. Интерес производителей цветных металлов к кабельной промышленности вполне логичен: по данным ассоциации «Электрокабель», за 2006 год предприятия отрасли переработали 240 из 300 тыс. тонн меди, поступивших на внутренний рынок. Вперед и вверх Сегодня есть все предпосылки для дальнейшего роста российского рынка металлопродукции. Минпромэнерго прогнозирует рост потребления стального проката в 2010 году на 48,4% против уровня 2005 года. Ожидается, что спрос на металл вырастет со стороны предприятий оборонно-промышленного комплекса и атомного машиностроения. В автопроме предусмотрено увеличение использования отечественных компонентов до 70% к 2009 году. Челябинский цинковый завод (ЧЦЗ) приобрел британскую компанию Brock Metal, выпускающую цинковые и алюминиевые сплавы для литья под давлением. Они используются в высокотехнологичных изделиях, в частности производстве сотовых телефонов. Челябинцы рассматривают приобретение Brock Metal как возможность дальнейшей интеграции компании в производство и реализацию продукции с большей добавленной стоимостью в Европе, что будет содействовать повышению рентабельности бизнеса. Российских трубников обнадеживает строительство ряда магистральных трубопроводов (крупнейшие из них — газопровод Nord Sspaneam и нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан»). К 2010 году спрос внутреннего рынка на стальные трубы может составить 10,4 млн тонн, доля импортных поставок, по прогнозу Минпромэнерго, снизится и не превысит 12%. В условиях подогреваемого рынка можно предположить, что металлурги продолжат вертикальную интеграцию и будут дальше расширять влияние на внешнем рынке за счет поглощения мелких компаний. Выход на зарубежного потребителя с помощью активов в других странах позволит отечественной металлургии стать более независимой. А усиление позиций в высокопередельных сегментах сделает ее менее чувствительной к колебаниям мировых цен. Цветные металлы также будут востребованы внутренним рынком. Алюминий — в производстве тары и упаковочных материалов, строительных конструкций и транспортных средств, медь — в энергооборудовании и авиации, цинк — при производстве оцинкованного проката. Прогнозируемый рост спроса в 2010 году — 65% к уровню 2005го. Правдоустроители с Магнитки УрФО vs Минэкономразвития Полный назад Бассейн с золотым дном Цепи дружбы Страхуйся от депутата с инициативой ГУП-стоп Деньги на кассу Моноэкономики больше нет Главная / Энергоносители |
||