Главная / Энергоносители / Уральская природа — уральцам






Давайте признаемся себе: на Урале нет ни природных, ни климатических, ни культурных особенностей, которые выделяли бы наш регион на фоне остальных и привлекали большие потоки туристов. Сколько бы ни говорили о том, что нужно развивать въездной рекреационный туризм, достигнуть успехов удастся еще не скоро.

Яков Гуревич

В то же время выездной туризм уносит из экономики региона сотни миллионов долларов изза отсутствия условий для отдыха. И за часть этих денег стоит побороться. Для этого нужно позиционирование, нацеленное не на въездной туризм, а на местный. 10 миллионов городских жителей Урала тоже нуждаются в хорошем местном отдыхе. Пока даже при одинаковой направленности наши места отдыха малоконкурентны с прочими, в том числе иностранными курортами по ценам, качеству и перечню услуг. Ведь даже добраться из ХантыМансийска до Альп часто проще, быстрее и дешевле, чем до Абзаково.

Урал логично не вошел в число особых туристическорекреационных экономических зон, среди которых, например, «Кавказские минеральные воды» в Ставропольском крае, «Байкал» в Бурятии и «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае. Более того, развитие таких зон может отвратить от поездок на Урал последних туристов.

Все существующие объекты имеют сезонный характер. И горнолыжные, и купальные курорты работают два­три месяца в году со всеми вытекающими из этого последствиями: в сезон они перегружены, вздувают цены и снижают качество, а в межсезонье несут огромные убытки, персонал теряет квалификацию. Идей, как сделать курорты круглогодичными, нет.

Однако и при ориентации на местный туризм нужна разработка комплексных программ развития. Пока же торжествует принцип «на каждый бугор по подъемнику», причем выбор бугра часто происходит на основе «особых» отношений с местной властью по поводу получения земли. Поэтому всегда инвестор выбирает участок, но никогда власть не предлагает эффективные, серьезно проработанные проекты курортных зон, которые заинтересовали бы инвесторов. В результате вместо крупных курортов с развитой системой услуг и развлечений мы имеем отдельные небольшие места размещения с минимумом услуг при сумасшедших удельных затратах на создание и эксплуатацию. Сравните: средний европейский горнолыжный курорт (а их десятки), имеющий 100 — 200 км трасс (не говоря уж о прочих развлечениях и услугах), по объему превосходит все горнолыжные курорты Урала вместе взятые.

Задача чиновников — выбор эффективных мест для развития туризма и защита этих мест от постороннего использования, разработка комплексных планов создания курортных зон и софинансирование курортных проектов в части инфраструктуры. Пока таких проектов на Урале нет. Нет, соответственно, и мощной туристской отрасли.

Земли в курортных зонах массово используются под жилую застройку, что фактически блокирует их развитие.

Между тем деловому и событийному туризму уделяется явно недостаточно внимания, хотя для него имеются очень серьезные перспективы. Россия сегодня одна из самых динамичных стран мира, а Урал — самый динамичный регион России. Помимо чисто деловых аспектов, бизнестуризм позволяет не только обеспечивать дополнительную загрузку курортов, а в первую очередь повышать информированность иностранцев об Урале, менять представление как о грязном медвежьем угле.

На федеральном уровне сейчас реализуется блестящий образец крупного проекта подобного рода — Сочи. Стратегические вопросы проработаны и решены на государственном уровне — это стало основой для привлечения неограниченных частных инвестиций. Поставлена задача создать мощнейший национальный и международный центр и определены методы ее решения. У нас на региональном уровне слышны в основном ничем не подкрепленные лозунги о привлечении иностранных туристов.

Кроме того, грамотное развитие местного туризма может существенно влиять на экономику отдельных муниципальных образований. Приведу пример. Проекту строительства горнолыжного центра на отвалах Коркинского разреза в 20 километрах от Челябинска около 15 лет, однако реализовываться он начал совсем недавно. У него есть масса конкурентных преимуществ, главные — близость к крупному городу и круглогодичный характер. Человек сможет туда спокойно съездить (причем и на общественном транспорте, и на велосипеде) на выходные или вечером: зимой на лыжах покататься, а летом — поплавать. Предусмотрены обширные программы для межсезонья. Пока проект носит ограниченный характер, но его эффективность может существенно возрасти при освоении прилегающих территорий: это расширит возможности для услуг и снизит издержки. Причем не важно, будет это сделано тем же инвестором или появятся другие. Реализация проекта может не только дать дополнительные доходы местному бюджету, но и будет способствовать эффективному решению местных проблем — избыточной рабочей силы в шахтерских городах и поселках, рекультивации отвалов.

На узнаваемость и имидж Урала может оказывать большое влияние событийный туризм. А пока доля Урала в общественно значимых событиях существенно отстает от его доли в российской и мировой экономике. В то же время один чемпионат мира по биатлону в ХантыМансийске влияет на имидж Урала больше и лучше, чем все туристические выставки вместе взятые. Однако никаких серьезных усилий для построения системы событий пока не видно. Хотя, допустим, для Челябинской области вряд ли можно найти более эффективное с точки зрения рекламы мероприятие, чем планируемый финал Кубка Европы по легкой атлетике.


Торговая пристань Подлатали Отвязанный интернет Реальность мельче мифа Тренинги вам не нужны В зоне турбулентности Корейские предприниматели прислали на Урал эмиссара «Сильвинит» проваливается Два пишем, остальные в уме

Главная / Энергоносители