Главная / Энергоносители / Братанья под березами Фото: Павел Кобер Поля для гольфа в Чехии — популярное место для ведения деловых переговоров Вечер определенно удался. Один из крупных чешских предпринимателей размахивал передо мной руками и говорил на чистом русском: «Не понимаю я этих чехов! Почему они хотят разместить у себя американскую станцию слежения? Зачем нам опять искать вазелин, чтобы залезть в новую ж…?». «А где же водка?» — этот вопрос на праздничном вечере, венчающем презентацию российских бизнес-проектов на Международной машиностроительной ярмарке в Брно (Чехия), задавали и русские, и чехи. Водка нашлась. Потом появились цыгане и медведица Маша. Публика чинно ходила с бокалами и рюмками среди берез и рябин в кадках, привезенных по этому случаю из ближайшего лесхоза. А в России с участием чешского бизнеса сегодня реализуются более ста проектов в различных отраслях экономики. Например, чешский бизнесмен Вацлав Шкержик сообщил, что возглавляемая им компания Farmtec при поддержке Чешского экспортного банка ведет строительство в Башкирии уже четвертого молочного комплекса (три первых сданы в этом году). Договоренности об этом достигнуты на предыдущих выставках в Брно. Американцы — за океаном, а русские — рядом. Русских в Чехии любят или ненавидят, боятся и уважают. Например, в 90-е годы чехи принципиально «забыли» русский язык, но в новом веке снова ввели его изучение в школах. Сегодня любой чешский бизнесмен, если хочет преуспеть, вынужден иметь дело с русскими. Наши соотечественники скупили почти всю недвижимость в Карловых Варах, вошли или собираются войти в акционерный капитал многих чешских компаний. Так, в дни проведения машиностроительной ярмарки стало известно о возможном приобретении группой Объединенные машиностроительные заводы чешской компании CHETENG (инженерная и подрядная организация в отрасли нефтепереработки). — Проведение ярмарки — рентабельный бизнес, — рассказал заместитель генерального директора компании «Брненские выставки-ярмарки» (BVV) Ярослав Глоушек. — 90% наших доходов составляет плата за аренду выставочных площадей, от 100 до 500 долларов за кв. метр. Остальное приносят посетители и сопутствующая деятельность. Под немецким присмотром В этом году Международная машиностроительная ярмарка в Брно проводилась уже в 49-й раз. Она приняла 2,4 тыс. участников, а через ее ворота прошли свыше 100 тыс. посетителей. На Урале пока ни одна выставка не пользуется такой популярностью. В Брно привилегированное положение традиционно принадлежит металлообрабатывающим и формовочным машинам (около 40% выставочных экспонатов). Выставляются и технологии в области искусственного интеллекта, главным образом для увеличения числа посетителей. Например, Венский технический университет привез в Брно чемпионов мира по «робофутболу», который проводится уже 10 лет. (Это полноценная игра с арбитром и игроками-роботами, похожими на кубики Рубика. Ею управляют два компьютера: каждый — своей командой. «Компьютер с помощью камеры следит за положением игроков на поле, анализирует игру противника и отсылает информацию своему игроку», — описывает технологию сотрудник Венского технического университета Бернард Пуц.) Выставки на этих площадях проводятся 90 дней в году, в остальные — монтируется оборудование. Темы разные: сельское хозяйство, информационные технологии, пищевая промышленность, домашние животные, даже комиксы. Но главное событие — проводимая ежегодно в начале октября машиностроительная ярмарка. Серьезных соперников в Центральной Европе Ярослав Глоушек не видит: «Наши главные конкуренты — альтернативные методы рекламы, которые компании используют самостоятельно: интернет, конференции, презентации». По его словам, для успешного проведения выставки нужна четкая концепция, чтобы ее участникам было понятно, что они здесь встретят и чего достигнут: «Например, наша будущая автомобильная выставка будет посвящена перспективам использования транспорта большой, до 30 метров, вместимости — для экономии топлива при перемещении грузов». Выставочным процессом в Чехии управляют немцы. В 1998 году компания Messe Dusseldorf (Германия) приобрела контрольный пакет акций «Брненских выставок-ярмарок». С этого момента в Брно на кредиты немецких банков построены два крупных павильона (всего их уже 16 общей площадью 70 тыс. кв. м) и парковка на 1 тыс. автомобилей. В следующем году будет сдан крупнейший в Центральной Европе выставочный павильон на 17 тыс. кв. метров. «Планировали мы организовать выставки и в Екатеринбурге, — сообщил генеральный директор BVV Иржи Шкрла. — Городские власти нас пригласили год назад. Мы сделали проект, но они пока молчат». В принципе актуальные темы развития чешского машиностроения почти копируют российские и связаны с бурным экономическим ростом. «Наша задача — стать инновационным центром Европы. Мы не можем оставаться пассивными потребителями, поэтому нужно развивать рынок рабочей силы, создавать такие условия, чтобы ввозились технологии. Необходимо связать науку и производство. К сожалению, у нас не всегда достигается качество высшего образования. Качество в науке и образовании считаю приоритетным», — говорил премьер-министр Чехии Мирек Тополанек на открытии машиностроительной ярмарки. Знакомые слова, не правда ли? Глину впридачу Международная машиностроительная ярмарка в Брно привлекает посетителей необычными экспонатами В России готовы предоставить чехам производственные площадки на машиностроительных заводах. Первый вице-премьер, министр промышленности, энергетики и науки Свердловской области Владимир Молчанов, возглавлявший, пожалуй, самую многочисленную делегацию от российских регионов, предложил чешским бизнесменам создавать на производственной базе Среднего Урала совместные предприятия промышленной сборки медицинской техники (в частности кардиологических приборов), оборудования для очистки сточных вод, переработки мусора. «Мы также заинтересованы в поставках из Чехии оборудования для большой и малой энергетики, в развитии стройиндустрии, для этого готовы передать месторождения глины для производства строительных материалов», — заявил он. «Нам сейчас не хватает мощностей на 20 — 30%, — обозначил еще одну схожую проблему генеральный директор чешской компании ALTA Владимир Плашил. — В течение следующего года мы планируем приобрести дополнительные производственные площади в России». Он отказался назвать конкретные предприятия, но не исключил, что они расположены в Уральском регионе. Ни слова о танках Особое внимание участников машиностроительной ярмарки было приковано к генеральному директору ПО «Уралвагонзавод» (УВЗ, Нижний Тагил) Николаю Малых. Еще бы: в этом году подписан крупнейший в истории чешско-российских отношений машиностроительный контракт — ALTA увеличила кредитную линию для УВЗ до 1 млрд евро. На время работы ярмарки Николай Малых жил в четырехзвездочном домике в гольф-поле под Брно вместе с российскими журналистами. Поле принадлежит ALTA, поэтому выбор размещения гендиректора УВЗ понятен. (Вообще чехи помешались на гольфе. В стране созданы 78 полей, в том числе на средства Евросоюза. Для сравнения: в соседней Словакии — всего пять. Главный редактор одного из чешских журналов признался: «Я ненавижу гольф. Но вынужден играть, поскольку сегодня это место корпоративного отдыха и ведения деловых переговоров».) По словам первого вице-премьера, представители екатеринбургского предприятия Уралтрансмаш ведут переговоры с чешской компанией Pragoimex о модернизации в столице Урала 400 трамваев. Помимо этого, Свердловская область заинтересована в участии чешского бизнеса в обновлении парка металлообрабатывающих станков: их на Среднем Урале 115 тысяч, и большинство имеют производительность в 8 — 10 раз ниже современных обрабатывающих центров. Сегодня российские компании представляют для Чехии мощный потенциал экономического роста. В этой ситуации политика и идеология отходят на второй план. Чехи в частности активно присматриваются к производственным, кадровым и финансовым возможностям Уральского региона. В ближайшие годы следует ожидать значительного роста на Урале числа российско-чешских предприятий. Заинтересованность в этом проявляет бизнес с обеих сторон. «Только не спрашивайте меня о танках», — просил Николай Малых журналистов. Я не удержался. И выяснилось, что УВЗ изучает экономическую целесообразность производства танков с автоматической коробкой передач для «изнеженных», по словам Малых, зарубежных армий: «Мы готовы производить такие танки как на экспорт, так и для российской армии. Но пока таких заказов со стороны нашего Минобороны не поступало». Для выпуска гражданской продукции в рамках создаваемого холдинга УВЗ намерен организовать на базе Омсктрансмаша производство тракторов, а также завод мелкосерийной железнодорожной техники (минераловозов, специализированных платформ и др.). По словам Малых, в 2008 году в Омсктрансмаш предполагается инвестировать 50 млн долларов. Вероятно, часть этих средств будет выделена Чешским экспортным банком. Кто отличит вагранку от кокиля Химическое соединение «Русич» поднимает голову Дотянуться до пригорода Эволюция захвата Вам лыжи не жмут? Челябэнерго взялось за прошлое Под напряжением Аренда по справедливой цене Главная / Энергоносители |
||