Главная / Новости / Утекай






ЖКХ, как известно, чрезвычайно проблемная отрасль. Так или иначе на нее жалуются все: большие компании, средний и малый бизнес, частные потребители. Суть жалоб за те 14 лет, что идет реформа, кардинально не изменилась: услуги дорожают, но их качество не отвечает затраченным суммам. Работники отрасли предпочитают «жаловаться ногами» — уходят с предприятий.

…На столе гендиректора Свердловских коммунальных систем (дочернее зависимое общество Российских коммунальных систем, входит в холдинг «Комплексные энергетические системы») Вячеслава Пракина — очередное открытое письмо персонала одного из филиалов компании. В письме работники предприятия города Полевского (Свердловская область) грозят забастовкой, если не будут приняты меры к увеличению заработной платы. «Они понимают, что бастовать нельзя, особенно сейчас, в конце зимы. Но люди готовы к протесту», — печально констатирует менеджер.

Текущий кадр Уходят рабочие широких специальностей: экскаваторщики, сварщики, дворники, ремонтники, водители. Уходят те, кто знает, что такое манометр и температурный режим: они идут в энергетику. Уходят из муниципальных и небольших частных компаний. Уходят из крупных частных коммунальных структур, на которые, напомним, возлагались особые надежды в деле реформирования отрасли. «Текучка за год — до 60% линейного персонала», — рассказывает Вячеслав Пракин. «У меня из 1200 человек за год ушли 37 В 2006-м мы потратили 570 тыс. рублей на обучение персонала. Ушли все обученные. В этом году стали умнее: заключаем договор, что проучившийся должен отработать у нас какое-то время», — делится «новациями» Олег Мамонов, гендиректор уральского ЗАО «Комэнерго» (поставляет электроэнергию коммунальным потребителям). «Эта проблема очень остра: она касается и линейных работников, и менеджеров. Мы инвестируем средства в обучение персонала, с октября 2006 года готовим их на базе Тамбовского государственного технического университета», — отметил на селекторной пресс-конференции первый заместитель председателя правления ОАО «РКС» Николай Брусникин. «Ставка первого разряда составляет 1800 рублей. Наша задача довести нашу ставку хотя бы до уровня прожиточного минимума, который составляет в Свердловской области 3570 рублей», — планирует гендиректор компании КЭСКМультиэнергетика Леонид Четверкин.


Горячих точек в ЖКХ много: несбалансированное законодательство, управление жилым фондом, разногласия между поставщиками услуг, компаниями, обслуживающими сетевое хозяйство, и структурами, собирающими деньги с потребителей. Для разбора в первой публикации года мы выбрали одну проблему. Это не отсутствие средств — злоба последних 70ти лет. Деньги в отрасль пошли: от частного бизнеса, государства, муниципалитетов. В 2006 году только на подготовку к отопительному сезону затрачено 1,3 трлн рублей, в некоторых областях Урала на реконструкцию выделено вдвое больше средств, чем в том же периоде 2005-го (подробнее см. «Про коррозию и коррупцию», «Э-У» № 35 от 25.09.06). Снятие вечной проблемы нехватки денег доказывает: стратегические задачи решать можно, если захотеть. Но кто будет решать задачи тактические, например поддержание нормального температурного режима или устранение аварий? Фантастическая текучка кадров в отрасли — самая больная тема дня.

Остаются на таких условиях работники малоквалифицированные. По оценкам начальника отдела по надзору в сфере электроэнергетики Ростехнадзора по УрФО Юрия Юдина, часто коммунальщикам на летний период приходится увольнять тех, кто отвечает за обеспечение тепла, а на зиму набирать новый персонал. В итоге никто толком работу не знает.

Все это не проблемы отдельно взятых компаний. «Анализ штатной численности действующих муниципальных управляющих компаний Тюмени показал: нормативная составляет 235 человек, фактическая — 108», — подсчитали в администрации города. «В нашем коммунальном хозяйстве произошло значительное сокращение работников. Во всех прочих отраслях это ведет к росту заработной платы, но только не в ЖКХ. Зарплата сейчас в среднем равна 14,8 тыс. рублей, тогда как по округу — более 27 тыс. рублей. По этой причине сюда не идут профессионалы и молодежь», — считает первый зампредседателя правительства ХМАО Вячеслав Новицкий. Такие же перекосы есть и в других регионах. «Средняя зарплата по Челябинску составляет порядка 10 тыс. рублей, а у работников сферы ЖКХ — около 3 тыс. рублей», — рассказывает помощник замглавы города Дмитрий Еремин. Еще несколько лет назад в коммуналке была проблема даже не низкой зарплаты, а ее выплат вообще, отмечают в ЦК профсоюза работников отрасли: «При поддержке территориальных комитетов и советов удалось добиться снижения в 3,4 раза задолженности по зарплате в ЖКХ — с 5,5 млрд рублей в 2000 году до 1,6 млрд рублей в 2005м».

В Свердловской области, к примеру, нет ни одного профтехучилища, которое готовило бы экскаваторщиков. В итоге средний возраст работающих в этой востребованной (не только в коммуналке) профессии — около 50 лет. Но за них держатся, переманить кого-то сложно.

На сезонность накладывается и общая проблема дефицита персонала рабочих специальностей. Престиж у них низкий, система профподготовки развалена.

Товар — тариф — товар
Зарплата, как и остальные денежные потоки в отрасли, формируется исходя из тарифов на услуги. О тарифообразовании в ЖКХ мы писали не раз (см., например, упомянутую публикацию или «Труба на оба ваши дома», «ЭУ» № 8 от 27.03.06), но вкратце напомним проблему. Она в том, что, покупая необходимое для производства услуги по рыночным ценам (топливо, трубы, горючее, электроэнергию и т.п.), работники отрасли вынуждены продавать ее по регулируемым ценам. Регулирует их государство. Яростно борясь с показателями инфляции, Минэкономразвития России каждый год устанавливает так называемые индексы. Как правило, это совсем небольшие величины, находящиеся скорее в рамках политической, а не экономической целесообразности (на 2007-й — 7%, на 2008-й — 5%). Исходя из этих индексов, устанавливается и предельная величина роста тарифов. Ожидается, что 20 марта будет озвучена эта величина на 2008 год. Уже ясно, что она окажется в районе 13%. Все соображения коммунальщиков по поводу собственной судьбы в расчет не принимаются. Не принимаются и суммы, которые они называют, чтобы обеспечить плавность работы отрасли. Вот и получается, что на работы капитального характера в Первоуральске (Свердловская область) необходимо 129 млн рублей, а тариф принесет только 20 миллионов.

На фоне запредельно высокого износа сетей в отрасли недостаток кадров приобретает угрожающий характер для безопасности жизнедеятельности городов. Но очевидно: кадровую проблему в ЖКХ можно решить, как и в прочих отраслях, — повышением заработной платы.

Чтобы повысить заработную плату, работники, например, СКС предлагают правительству области при определении тарифов на услуги ЖКХ учитывать принятые отраслевые соглашения по заработной плате и соответственно защитить рост индекса на эту величину в федеральной службе по тарифам. «Например, установить предельную планку роста тарифов на 2008 год не в 13%, а в 14 — 14,5%, а этот процент-полтора направить именно на повышение зарплаты коммунальщикам. Это существенно поднимет итоговые суммы, которые мы будем начислять работникам предприятий», — надеется Пракин. Пока же в коммунальных компаниях выкручиваются как могут: например, пытаются стимулировать работников премиями, которые даются за выполнение плана, рады гастарбайтерам, закрывают глаза на подработки, не увольняют, а лишь незначительно штрафуют прогульщиков и алкоголиков.

Кроме тарифов, устанавливаемых правительствами России и субъектов федерации, есть региональные стандарты оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства и нормативы от муниципалитетов. Все, как правило, занижены по сравнению с реальной стоимостью услуг ЖКХ: деньги, которые платят потребители за коммуналку, — важный рычаг социальных манипуляций. Каждый регулирующий орган стремится таким образом облегчить жизнь «простого народа». И загоняет при этом отрасль в яму недофинансирования, скудности инвестпрограмм, аварийного режима работы. «За границей в себестоимости продукции зарплата работников коммунального хозяйства составляет 50%, мы закладываем всего 13%, а 70% — это цены на энергоносители и электроэнергию. Вот она, главная проблема!» — указывает директор МУП ЖКХ «Увинское» (Удмуртия) Кябир Коняров.

У этой категории обучающихся необходимо на уровне условного рефлекса прививать гибкость подходов, вариативность мышления: отрасль никак не может реформироваться.

Вообще, в отрасли всегда было мало грамотных и трезвых (во всех смыслах слова) специалистов, включая менеджеров. С изменением экономических реалий, расширением областей приложения сил, а теперь и с реформированием энергетики, в новые многочисленные компании уходят те, кто на практике постиг премудрости бизнеса теплопередачи или обслуживания электрических сетей. В ЖКХ, конечно, не сидят сложа руки. В каждом регионе присутствуют центры подготовки и переподготовки менеджеров. Как правило, на базе технических, экономических университетов организовываются курсы разной продолжительности, где они повышают квалификацию. Особые программы предусмотрены для муниципальных служащих, которые на местах контролируют предприятия ЖКХ.

Но еще сложнее с рабочими профессиями. В ЖКХ мечтают, что к 2010 году ситуация принципиально изменится: к этому времени должна полностью реализоваться направленная на реформу отрасли федеральная подпрограмма программы «Жилище». «Работник современного малого предприятия сферы услуг должен выполнять весь цикл работ, связанных с заказом: от его получения, проектирования, решения вопросов снабжения, организации и проведения работ до сдачи готовой работы заказчику. Он должен обладать развитыми коммуникативными качествами, уметь управлять коллективом, иметь экономикоправовую и проектную подготовку. Изменившиеся требования социума предполагают, что будущий специалист должен сочетать в себе качества менеджера и рабочего высокой квалификации», — рисует идеал преподаватель Российского государственного профессионально-педагогического университета Светлана Федотова. А на практике в Березовском под Екатеринбургом университет осуществляет интересный проект, когда на основную программу среднего общего ремесленного образования накладываются программы дополнительного профобразования по рабочим специальностям, как вариант — высшего профобразования в области менеджмента или энергетики. В итоге присваивается квалификация техникменеджер. Программы выбирают индивидуально в зависимости от образовательных потребностей студента, требований работодателей на конкретных предприятиях.




Она, уверенность, складывается, вопервых, из заявлений президента страны на январском Госсовете в Казани. Он обратил внимание членов Госсовета на то, что государство не может себе позволить самоустраниться из жилищной сферы, несмотря на рыночные приоритеты. Это означает, что государственное регулирование тарифов сохранится. Раз сохранится, значит, не поднимутся зарплаты, и кадры никто не удержит.

И о политике… Есть уверенность в том, что в ближайший год кадровую проблему не решить.

Однако страну ждут выборы: сначала в Госдуму, а затем президентские. В условиях, когда она пронизана вертикалью власти, а правительство и муниципалитеты обязаны «дать» «Единой России» хороший процент, вряд ли кто-то пойдет на сознательное увеличение тарифов ЖКХ, которое обеспечит работой не только сварщика с Сахалина, но готовых к забастовке коммунальщиков Полевского.

Второе: оцените сам подход главных людей коммуналки. Вот диалог депутата Госдумы Валентина Свиридова и руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергея Круглика на совещании по проблемам подготовки к зиме (совещание состоялось еще осенью2005, но нам дата не важна). Цитируем официальный отчет. Депутат поднял проблему старения и текучки кадров в отрасли: «В ЖКХ заняты почти 3 млн человек, причем много неспециалистов. Это более 5% трудящихся страны. Свыше половины кадрового состава — люди старше сорока. Очень высока текучесть. Для нормализации ситуации нужны особые меры». Круглик в ответ заявил, что никаких мер не требуется. «Я видел котельную на Сахалине, где людей на целую смену заваривают, чтоб они не уходили. Вот просто заваривают металлическую дверь, и они там остаются! Да, как бы вам ни было смешно (а тебе, читатель, смешно? — Ред.), но так и есть!». Этот замечательный пример можно квалифицировать и как ценный опыт. На Сахалине, таким образом, работой обеспечивается целая бригада: надо ведь не только заварить дверь, но и потом ее разрезать, чтобы извлечь людей, простоявших смену. К сожалению, масштабной реализации нестандартной идеи мешает только то, что страна в целом живет пока немного лучше, чем Сахалин.


Перетасовка кадров Учи ученого Поддайте пару Узкий коридор для спасения Отечества Кульманы — в музеи Купите край земли За что умирают лебеди Кому выгодна убогая медицина Хочешь мира

Главная / Новости