Главная / Новости / Яблочко от яблоньки

Проанализируем динамику и состояние уральского рынка бизнесобразования в минувшем году и попытаемся понять, что ждет его в ближайшей перспективе.


Конец минувшего года обозначил новую для рынка бизнесобразования тенденцию: в России объявлено о создании двух школ мирового уровня. В сентябре 2006 года заложен первый камень бизнесшколы «Сколково», ориентированной на развивающиеся рынки России, Бразилии, Индии и Китая. В 2008 году будет набран первый курс из 50 студентов по программе МВА fulltime на английском языке в Высшей школе менеджмента СПбГУ (создается в рамках нацпроекта «Образование» на базе факультета менеджмента этого университета). Общая цель бизнесшкол — сделать российское образование конкурентоспособным на мировом рынке. Этому должны способствовать развитые партнерские отношения с ведущими бизнесшколами мира и международная аккредитация, означающая соответствие мировому уровню. Международную аккредитацию сегодня имеет лишь несколько российских программ МВА (в том числе на Урале работают Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС», Международный университет менеджмента ЛИНК). Между тем образовательных программ на рынке — более сотни. В преддверии вступления в ВТО проблема нормирования их качества будет приобретать все большую актуальность. Вопрос стандартизации образовательных программ в России в целом проработан недостаточно. А когда российские дипломы не будут котироваться на мировом рынке, он встанет ребром.

Лидирующие позиции в регионе сохранили «УралоСибирский Институт Бизнеса» (Екатеринбург), Учебный межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «Потенциал» (Екатеринбург), Региональный межотраслевой центр переподготовки кадров Пермского государственного технического университета.

Общий раскладВ рейтинге центров бизнесобразования, составленном АЦ «ЭкспертУрал» по итогам минувшего года, приняла участие 31 компания (в том числе 17 из Екатеринбурга, по четыре — из Перми и Челябинска, три — из Москвы, две — из Уфы, одна — из Тюмени). Большинство наших предположений относительно поведения рынка бизнесобразования в 2006 году оправдалось (см. «Время точить топоры», «Э-У» № 13 от 03.04.06). Исследование показало, что динамика рынка существенно не упала: прирост составил 26%, участниками рейтинга за год реализовано услуг на 608 млн рублей.




Существенных перемен в структуре рынка по видам программ не произошло. Наибольшим спросом со стороны клиентов попрежнему пользуется краткосрочное обучение: доля слушателей за 2006 год составила 74% против 22% по среднесрочным и 5% по долгосрочным. Но точки роста, как и предполагалось, сместились. Среднесрочка, получившая активное развитие в 2005 году, в 2006м сдала позиции, на смену ей пришло распространение долгосрочных программ: увеличение числа обученных — 14 и 53% соответственно. Выручка образовательных центров росла теми же темпами, что и число обученных. Однако за счет смещения акцентов в сторону более дорогих и длительных программ прирост слушателей центров бизнесобразования в 2006 году оказался значительно меньше, чем в 2005м: 27% против 46%.







Открытые краткосрочные программы хоть и сдали позиции, но попрежнему имеют немалый спрос: здесь наблюдается стабильный рост (23%). По мнению генерального директора Центра «Бизнес-Образование» Ольги Жигальцовой, открытые программы будут пользоваться популярностью и в дальнейшем: «Спрос формируют новые компании, которым просто нецелесообразно обучать своих сотрудников в рамках корпоративных программ, а также руководители высшего звена в рамках семинаров и тренингов приезжих гуру и звезд».

КраткосрочкаНаибольшую динамику в краткосрочном сегменте показали корпоративные программы (43%). «Корпоратив будет развиваться и в дальнейшем. Открытые семинары сохранят актуальность только для специалистов, которых в компании мало (например, для финансовых директоров или менеджеров по персоналу), все остальное уйдет в корпоратив. И это логично: таким образом можно выстроить образовательную программу под потребности бизнеса, в результате компания несет меньшие издержки в расчете на одного обученного», — говорит директор департамента бизнесобучения компании «Апрайт» Мария Черноус. «Корпоративное обучение позволяет не только развить профессиональные навыки, но и сплотить командный дух. Участие в обучающих программах ценится в бизнессреде, так как характеризует руководителя компании как прогрессивно мыслящего человека», — добавляет директор IBC Business Education Лариса Богданова.

В долгосрочном сегменте при сохранении общей положительной динамики наблюдалось снижение темпов прироста по МВА: 13% против 71% в 2005м. С точки зрения директора программ бизнесобразования Российскоамериканского института экономики и бизнеса УрГУ Людмилы Ружанской, спрос на программу МВА на региональном рынке несколько искажен: «Если сравнить наш рынок с американским, то МВА в США — это образование для молодых людей, поработавших в компании около трех лет и занявших топовые позиции. У нас же возраст клиентов МВА — как до 30 лет, так и 40 — 4 Отсюда неверное понимание сути программы и соответственно резонанс в ожиданиях. Сравнительно невысокий спрос на МВА связан и с тем, что люди, имеющие достаточно средств, предпочитают обучаться в Москве или за рубежом».

Среднесрочка и долгосрочкаВ среднесрочном сегменте наибольшую динамику показали программы профессиональной переподготовки (23%), чуть меньшую — программы повышения квалификации (18%). Рост спроса на среднесрочное обучение связан с необходимостью систематизации полученных знаний, чего часто не хватает в краткосрочном формате.







Оправдались наши ожидания и относительно уровня цен: они росли во всех трех сегментах. По мнению директора Русской школы Управления Анастасии Боровской, «категория сверхдешевых семинаров по 200 долларов за два дня практически исчезла. Значительно возросло число предложений по 500 — 600 долларов за двухдневный курс, что может свидетельствовать о начале сбалансированного формирования ценовых сегментов, принятых во всем мире».




Относительно новая и эффективная форма обучения — модульные программы. «Согласитесь, гораздо эффективнее выезжать несколько раз в полгода на модульные курсы, где за 10 — 12 часов в день со вторника по субботу в вас будут “вкачивать” знания, нежели пытаться научить чемуто ежедневно в течение такого же срока, но после работы, когда восприятие информации практически нулевое. В рамках модульного обучения нам удается полностью погрузить слушателя в учебную среду, определить уровень уже имеющихся знаний, добиться их систематизации и дополнить новыми. Неоспоримый плюс модульных программ — еще и то, что после каждого модуля у клиента появляется возможность опробовать полученные знания в действии», — аргументирует Ольга Жигальцова. Соглашается с ней и Людмила Ружанская:

НовоеДля удержания рыночных позиций и завоевания новых клиентов центры бизнесобразования ведут мониторинг рынка и исследуют свободные ниши. Так появляются новые формы и тематики обучения. «Наряду с весьма распространенными семинарами сегодня предлагаются новые формы. Например, шоу бизнесидей — формат, позволяющий получать максимальную выгоду от одного события за оптимальное время (и информацию, и практический опыт, и общение)», — отмечает Мария Черноус. По мнению Анастасии Боровской, интересным направлением стали видеокурсы: «Учитывая современный ритм жизни, этот формат обучения позволяет получить слушателям необходимую информацию в удобное для них время». Набирает обороты и обучение в «виртуальных классах». Система позволяет слушателям взаимодействовать между собой, совместно решать учебные задачи, оперативно консультироваться с преподавателями. Это удобная форма организации самостоятельной работы слушателей, ресурс, позволяющий дополнить необходимую аудиторную нагрузку.

Появление новых тематик связано с переходом от общего к частному. Появляются программы более узкой направленности: «стрессменеджмент», «эффективное делегирование», «ресторанный менеджмент», «управление строительными проектами» и т.д. Усиливаются и специализации долгосрочных программ. Последними новинками рынка стали курсы MBA со специализацией «Медицина», «Управление в инвестиционно-строительном комплексе», «Telecom», «Управление высокотехнологичными инновационными проектами», «Hightech».

«Образовательные центры, предлагающие модульные программы, идут впереди планеты всей. Эта специфичная пока форма обучения предоставляет возможность для индивидуализации и учета потребностей клиента».

ПерспективаНесмотря на внешний позитив, рост рынка сопровождается усилением диспропорций в его развитии в отдельных регионах. Подчеркнем: эта проблема характерна практически для всей сферы услуг в России. Если екатеринбургский рынок бизнесобразования насчитывает сегодня порядка 160 операторов, то в областных центрах их в разы меньше (более 60 — в Челябинске, примерно по 30 — в Тюмени и Уфе, около 25 — на рынке Перми, по 10 — 15 — в Ижевске, Оренбурге и Кургане).

Лидеры рынка идут дальше: они проводят собственные исследования аудитории с целью усовершенствования методик обучения. Так, МИРБИС разработал компетентностный подход, учитывающий индивидуальный набор компетенций слушателя с целью усиления тех, какими он обладал до поступления на программу, и формирование тех, которых ему не хватало для дальнейшего выстраивания карьеры. «Это необходимо потому, что набор определенных компетенций характеризует не только специальность, но и определенную ступень в иерархии управления компанией. Набор компетенций специалиста, например, финансовой службы, существенно отличается от набора компетенций руководителя этой службы, а тем более финансового директора», — поясняет руководитель программы «МВА — Финансовый менеджмент» МИРБИС Екатерина Лисицына.

Вторая проблема глобальна: это стандартизация образовательных бизнеспрограмм вообще и МВА в частности. Ситуацию поясняет руководитель регионального центра МИМ ЛИНК в Екатеринбурге Владимир Ромашов: «Рынок МВА на 70% заполнен программами, не имеющими международной аккредитации, а значит, не соответствующими мировому уровню. Не соответствуют мировым меркам и государственные требования по программам МВА.

По уровню и темпам развития рынка эксперты присваивают Екатеринбургу третье место в стране после Москвы и СанктПетербурга. Бизнес-школы «трех столиц» наращивают экспансию в регионы. Местные игроки при этом упускают возможность своевременного выхода на рынок и даже теряют его.

Таким образом, до зрелости рынку бизнесобразования еще далеко. Он продолжит рост, постепенно смещая акценты в пользу средне и долгосрочных программ, корпоративного обучения. Окрепнувшие лидеры из Москвы, Питера и Екатеринбурга будут усиливать специализацию, наращивать качество и уверенно «столбить» рынки в других регионах. Ожидаемый в преддверии вступления России в ВТО рост спроса на МВА будет сдерживаться отсутствием адекватной нормативной базы в сфере бизнесобразования.

В противоречие вступают, например, требования по наличию у преподавателей ученых степеней с одной стороны и опыта управления бизнесом с другой. В России вообще отсутствуют нормы качества образования в области бизнеса, что не способствует развитию этого рынка теми же темпами, которыми развивается сам бизнес». Сценарий развития событий негативен: российские дипломы не будут котироваться на мировом рынке.

Фабрики всего
Участники рынка о факторах, которые будут определять успех центров бизнесобразования и тормозить развитие рынка


Ольга Дубовицкая, исполнительный директор УралоСибирского Института Бизнеса:

Дополнительные материалы:

Елена Старостина, директор тренинговой компании «Активные формы»:


— В ближайшей перспективе успех образовательных центров будет определяться уровнем их экспансии в другие регионы. В конечном итоге выиграет та школа, которая добьется возвращения клиента: всему и сразу в бизнесе научиться невозможно. Единственным сдерживающим фактором развития рынка остается дефицит высококлассных преподавателей — бизнес развивается быстрее, чем специалисты адаптируют системные знания и опыт для передачи другим.


Владимир Синчук, директор Учебного центра «Потенциал»:


— Успех центров бизнесобразования будет определяться форматом обучения: либо это выбор в пользу отраслевой специализации, либо образовательный центр станет «фабрикой всего» с соответствующей линейкой предложения. В разы возрастет важность оперативного реагирования на запросы клиентов. Залог успеха компаний, работающих в корпоративном сегменте, — способность задать и выдержать стандарты обучения. Для открытых программ важнейший фактор — скорость «выбрасывания» на рынок тематических новинок и авторских имен. Тормозит развитие уровень тренерского состава и отсутствие стандартизации качества дополнительного профессионального образования краткосрочного формата.


Медь вышла на публику Скучные люди Искусство принадлежит народу Начало 2007 года не принесло резких перепадов цен на рынке жилья Бесполезные ископаемые Медная свадьба Под прессом Полшага до песни Как бороться c энергодефицитом

Главная / Новости