Главная / Новости / Пять лет — не срок В середине мая УВД Перми возбудило уголовное дело против руководителя агентства Рослесхоза по лесному хозяйству Пермского края Олега Кондратьева: при устройстве на эту должность весной прошлого года он использовал поддельный диплом об окончании Пермского государственного технического университета. Ведется следствие. Случай получил огласку изза высокого поста, который занимал мнимый выпускник. А если вам не грозит проверка ФСБ? Насколько легко сегодня получить свидетельство об окончании вуза, не тратя время и силы на учебу? Немудреный эксперимент показывает: сделать это не просто, а очень просто. Страницы газет бесплатных объявлений пестрят заголовками «Диплом». «Аттестационные работы». Дозвонившись по указанным телефонам, узнаем: чтобы получить документ о высшем образовании, придется выложить от 12 до 25 тыс. рублей (цена зависит от того, будет ли вноситься имя лжестудента в базу данных выпускников, вуз и специальность на сумму не влияют). Срок изготовления — от двух дней. С ходу такой диплом от настоящего не отличить: мастера подделки подписей и печатей, по их собственным заверениям, на рынке «более шести лет» и гарантируют «качество продукта». Иллюстрация: Андрей Колдашев Три корочкиНеобходимость наличия диплома о высшем образовании (даже если документ напечатан за углом) в основном диктуют работодатели. Рассказывает руководитель отдела маркетинга «Кадрового агентства КарьераЮнион» Ольга Воробьева: «Высшее образование — один из основных критериев, по которым рассматривается претендент на ту или иную должность». Ее поддерживает региональный менеджер по Уралу рекрутинговой компании «Апрайт» Елена Шуйская: «В 95% случаев работодатель требует наличия диплома». При этом, отмечают игроки уральского рынка труда, диплом зачастую требуется даже от соискателей на должность секретаря, офисменеджера, продавцаконсультанта. Наиболее востребованы на черном рынке дипломы технических, экономических и юридических специальностей. (Не везет только медикам: как заверили нас по одному из набранных номеров, дипломы медицинских вузов и колледжей фирма не делает «по этическим соображениям».) Доступность подобных услуг говорит о том, что спрос на них устойчив и стабилен. Зачем людям документ, подлинность которого невозможно подтвердить багажом знаний и навыков? Все чаще от соискателя требуется не профильный диплом, а наличие его в принципе. А для работодателя более важна не специальность, указанная в документе, а тот набор компетенций (знаний, навыков), которыми обладает работник. Начальник отдела подбора, обучения и развития персонала Уральской машиностроительной корпорации «Пумори — СИЗ» Сергей Толмачев рассказывает о принципах подбора персонала для собственной компании: «Основным критерием при приеме на работу является не наличие диплома, а уровень квалификации, опыт работы и обучаемость соискателя». Исключение — небольшое количество профессий, где профильное образование действительно необходимо. «Его требуют от строителей, проектировщиков, медицинских работников, педагогов, юристов, — перечисляет Елена Шуйская, — для работы в этих отраслях экономики специалистам действительно необходимо обладать специфичными знаниями, которые нельзя приобрести “на производстве”». Как считает директор консалтинговой компании «Афина Паллада» Людмила Иващенко, работодатель пытается себя обезопасить: «Считается, что если человек получил высшее образование, то он хоть что-то может. Кроме того, многие думают, что обучение в вузе прививает человеку общую культуру, грамотность речи. Хотя, на мой взгляд, эти качества человек приобретает не в университете, а в семье, детском саду, в школе. И если их нет, пять лет в вузе положения не исправят». Рассказывает директор центра занятости УрГУ Елена Олимпиева: «Иногда мы спрашиваем работодателей: зачем вам на этой должности специалист с высшим образованием. Говорят: на всякий случай. Хотя, согласно исследованиям, проводимым международными организациями на молодежном рынке труда, высшее образование для успешного карьерного старта не всегда необходимо». Снижение качества высшего образования участники рынка труда связывают с тем, что образовательная система наконец приобрела черты рыночной: с каждым годом растет спрос со стороны абитуриентов, вузы торопятся ответить предложением. «В период экономического роста получение диплома о высшем образовании приравнивается к аттестату зрелости: обучение в вузах стало доступным практически для каждого. Следовательно, просто наличие диплома не является конкурентным преимуществом на рынке труда. Чтобы удовлетворить спрос на получение высшего образования, открывается большое количество коммерческих учебных заведений, появляются новые факультеты и специальности. А штат профессиональных педагогов по новым специальностям не увеличивается с такой скоростью. В результате общий уровень образования падает», — уверена Ольга Воробьева. Престиж высшего образования неуклонно снижается, диплом требуется по умолчанию. Это происходит оттого, что ни сами работодатели, ни кадровые агентства не питают иллюзий относительно качества высшего образования. «Из вузов выходят в лучшем случае теоретики, а не “думающие практики”, которые необходимы работодателям, — рассказывает Людмила Иващенко. — Как правило, каждому руководителю приходится переучивать нового специалиста “под себя”, под специфику своей компании». Я б в строители пошел На днях закончатся выпускные экзамены в школах и начнут работать вступительные комиссии в вузах. Вчерашним школьникам предстоит сделать нелегкий выбор: куда пойти учиться. А поскольку системы профориентации в общеобразовательных учебных учреждениях практически нет, их выпускники, как правило, до последнего момента не знают, куда им подавать документы. При этом рынок высшего образования и рынок труда развиваются, почти не пересекаясь: открывая новые факультеты, увеличивая набор на ту или иную востребованную сегодня специальность, вузы ориентируются на спрос абитуриентов. И никто не учитывает, что через пять лет ситуация на рынке труда может кардинально измениться, а востребованные вчера специалисты останутся не у дел. Так, несколько лет назад в дефиците были юристы и финансисты. Сегодня большая часть из них просто не может устроиться на работу по профилю. «У нас никто не проводит исследования на федеральном уровне: а действительно ли нам необходимо такое количество работников той или иной профессии? Вузы просто реагируют на спрос со стороны абитуриентов и открывают требуемые специальности. Никто не задумывается, будут ли они нужны на рынке труда. Например, сегодня модно получать специальность “менеджер в сфере туризма”. Но для Екатеринбурга ежегодный выпуск нескольких десятков таких специалистов — слишком много. Через пару лет рынок насытиться, и новым выпускникам просто негде будет работать», — комментирует ситуацию Людмила Иващенко. «Абитуриенты, как правило, выбирают самые популярные направления, не задумываясь о дальнейшем трудоустройстве. В результате в Свердловской области около 30% ребят, окончивших вузы, состоят на учете в службе занятости», — поддерживает ее руководитель проекта «Зарплаты Урала» компании «Апрайт» Екатерина Мазовецкая. Если выбирать профессию по принципу «найду ли я потом работу», не следует рассматривать гуманитарные специальности. Рассказывает Екатерина Мазовецкая: «Через 5 — 6 лет рынок труда будет перенасыщен специалистами гуманитарного профиля, юристами, психологами, избыток которых уже зафиксирован практически на каждом региональном рынке». И на выбор вуза, специальности во многом влияет востребованность той или иной профессии. Потребуются специалисты, которые смогут работать «на стыке дисциплин» — обладающие знаниями из нескольких областей экономики. Рассказывает ректор Академии современного искусства (Екатеринбург) Сергей Кропотов: «Культурологу сегодня мало понимать культуру и говорить о прекрасных ценностях, нужно уметь анализировать процесс производства этих ценностей, воздействовать на эти процессы». С ним соглашается директор по развитию инжиниринговой компании «Химические системы» (Екатеринбург) Евгений Сагайдак: «Нашей компании в перспективе будут нужны специалисты, которые, сочетая технические знания и организационные способности, смогут управлять процессом выполнения крупных проектов строительства химических производств. Я думаю, такие профильные технологи с организаторскими способностями будут востребованы практически на любом производстве». Как отмечают специалисты кадровых агентств, сегодня на рынке труда ощущается острая нехватка строителей, проектировщиков. «Это связано с тем, что в России лет 10 — 15 с конца 80х строили крайне мало. Строительные факультеты и вузы потеряли престиж, туда шли те, кто не мог поступить в другие, — объясняет Людмила Иващенко. — Сегодня ситуация изменилась, и способные студенты строительных факультетов, как правило, уже с третьегочетвертого курсов работают на строительные компании. И спрос на эти специальности сохранится высоким еще по меньшей мере лет десять». Будут востребованы специалисты в сфере информационных технологий, профессионалы во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства, специалисты по продажам. В финансовой сфере вас «с руками оторвут», если вы — бухгалтер со знанием ERPсистем и международных стандартов отчетности, аудитор, специалист в сфере инвестиций или кредитования. В маркетинге будут нужны бренд-менеджеры и аккаунт-менеджеры. Слишком много учебы, слишком мало студентов Отдавать пять лет на базовое образование, которое значительно отстает от требований рынка и не слишком высоко котируется у работодателей, — расточительство. Тем более что специалисты признают: существующая система высшего образования устарела и требует реорганизации (см. «Дробить для гибкости»). «Классическая система высшего образования, которая строилась на авторитете личности преподавателя, на именных “школах”, уходит в прошлое, — уверена Елена Олимпиева, — сегодня студент после пар, а иногда и вместо пар бежит на работу, а преподаватель несется в другой вуз — читать дополнительные лекции. Исчезает образование, основанное на интеллектуальном общении между учителем и учеником, на его смену должна прийти новая система обучения». Эксперты сходятся во мнении: делать ставку только на востребованность специальности нельзя. Чтобы через пять лет быть конкурентоспособным на рынке труда, необходимо приобретать дополнительные навыки. Рассказывает Ольга Воробьева: «Согласно нашим исследованиям, предложение со стороны соискателей на позиции топ-менеджеров в четыре раза превышают спрос. При этом работодатели не могут найти себе нужного управленца. Например, в настоящее время одна из наиболее востребованных вакансий — управленецинженер, который не только хорошо разбирается в технике, но и имеет опыт продаж, навыки решения конфликтных ситуаций, свободно общается на иностранном (чаще английском) языке. Таких “звездочек” мало, и их из себя надо делать — с помощью дополнительного образования, опыта работы в разной сфере деятельности». Елена Олимпиева считает, что идти в университет с установкой на получение востребованного образования неправильно: высшее образование никогда не будет поспевать за рынком. Необходимо воспринимать вуз как базу и наращивать дополнительные знания. «Нужно понимать разницу между востребованной специальностью и востребованностью на рынке труда. Сегодня рынок очень гибок и требователен к работнику. Студентам еще на второмтретьем курсе следует озаботиться исследованием рынка труда, — отмечает она. — Это не так сложно: отсматривать вакансии, понимать, что требуется от специалиста на данной должности, добирать необходимые компетенции с помощью работы по специальности, дополнительного образования». Кроме того, от современных вузов требуется более активно налаживать взаимодействие со всеми отраслями экономики, для которых они готовят специалистов. Рассказывает Сергей Кропотов: «Есть системы массового производства специалистов: вузы конвейерного типа. Но нам ближе другая модель: небольшие гибкие вузы, которые реагируют на запрос сегодняшнего дня и готовят междисциплинарных специалистов». В свою очередь работодателям следует больше обращать внимание на студентов, сотрудничать с вузами. Пока различные формы взаимодействия с университетами практикуют в основном крупные промышленные компании. Так, Уральский трубный завод и Российский государственный профессионально-педагогический университет открыли в Первоуральске филиал РГППУ. В результате студенты могут проходить практику на заводе, а его специалисты — повышать уровень образования в вузе. Небольшие компании доучивать не в силах, поэтому неохотно берут на работу молодых специалистов, ищут работников с опытом. Для большей продуктивности высшее образование необходимо диверсифицировать, сделать более гибким, создать больше образовательных продуктов: у абитуриента должен быть выбор. «Студенту далеко не всегда обязательно обучаться пять лет, — считает Людмила Иващенко, — он должен знать, какой объем знаний и диплом можно получить за четыре года, какой — за пять, а какой — за шесть. И ему не надо “отсиживать” лишние годы, только чтобы получить вожделенные корочки. В свою очередь работодатель точно знает, чего ожидать от выпускника с тем или иным “объемом” образования, чего от него можно требовать и чему его нужно доучивать». По сути, речь идет о внедрении элементов Болонской системы образования (см. «Учись сколько хочешь»). Дополнительныематериалы От того, насколько быстро вузы смогут создать и предложить абитуриенту востребованный образовательный продукт, ориентированный на потребности рынка труда, зависят уровень их благосостояния и перспективы работы в принципе. Конкуренция на рынке высшего образования растет. Дополнительным фактором ужесточения борьбы за абитуриента станет «демографическая яма», последствия которой уже начали ощущать на себе и вузы, и работодатели. Сегодня в университеты идут дети, рожденные в начале 90х. С того времени рождаемость в России падает. Абитуриенты будут все разборчивей, и без проблем заполнить места, как это было раньше, у вузов не получится. Каждому необходимо будет выстроить работу так, чтобы выпускники стали «штучным товаром», востребованным работодателями. Это обеспечит учебным заведениям максимальную популярность среди абитуриентов. Учись сколько хочешь Высшее образование следует сделать многоступенчатым, считает первый проректор Уральской академии госслужбы Вячеслав Скоробогацкий. В качестве примера он приводит Болонскую систему, которая с 2005 года внедряется в его вузе — Болонская система — это идея многоступенчатого непрерывного высшего образования. Мы не кормим человека непререкаемыми истинами. На первой ступени, бакалавра, мы даем ему определенный набор знаний, позволяющий работать на младших должностях, а уже затем, по мере роста и освоения практического навыка на рабочем месте, человек может доучиваться, повышать квалификацию. Болонская система помогает интеграции производства со сферой образования, в то время как классическая система высшего образования затрудняет эту интеграцию. Главная идея Болонской системы — организовать самостоятельную работу студентов. Студент в течение семестра выполняет задания и получает баллы. Определенное их количество дает ту или иную оценку. Кроме того, студенты могут выбирать дисциплины, самостоятельно формируя свой учебный план с проекцией на будущую профессию или даже конкретное место работы. Так, студент-юрист при 50% профильных предметов может выбрать в дополнение математические дисциплины, в итоге он овладеет навыками и юриста, и программиста. Вячеслав Скоробогацкий Дайте лучших Естественно, внедрение новой системы сопряжено с рядом трудностей. Во-первых, она подойдет только для материально обеспеченных вузов: в качестве источников информации студент должен активно использовать электронные библиотеки, интернет. Необходимо обеспечить доступ к этим ресурсам. Во-вторых, есть угроза падения роли гуманитарных дисциплин в подготовке бакалавров естественно-научных специальностей. Культурология, философия, политология и так не пользовались особым уважением в технических вузах. Теперь под предлогом упрощения структуры подготовки блок социально-гуманитарных предметов рискует получить сильный удар, хотя именно эти дисциплины формируют личность человека, общий уровень. Втретьих, система может вызвать неприятие со стороны преподавателей и студентов: первые привыкли изрекать истины и быть едва ли не единственным источником информации, а вторые, подчас, не умеют работать самостоятельно. Елена Олимпиева — Сегодня многие компании готовы сотрудничать с вузами, но часто только на словах. Руководители предприятий не учитывают, что у студентов нет опыта работы. А откуда он возьмется? Для небольших компаний удобнее и проще нанять специалиста с опытом. Но и на студента требуется не так много времени: объяснить не один раз, а два, потратить чуть больше усилий на доведение до него специфики компании и ее деятельности. Чтобы решить проблему кадрового голода на предприятиях, их руководителям следует тесней взаимодействовать с вузами, уверена директор центра занятости Уральского государственного университета Елена Олимпиева Шаг назад, два шага вперед Зимнее снижение спроса замедляет ценовую динамику на рынке черных металлов Элита на берегу Икра для крупного бизнеса В условиях малой видимости Релакс-бизнес Прописные истины бизнеса Мелкий и мягкий Миноритарии тормозят Береговое Главная / Новости |
||