Главная / Новости / Погоня за «ангелом»

Универсального рецепта, как театру стать богатым, не существует, хотя некоторые участники семинара признавались, что надеялись такой получить. Но экономические законы художественного процесса — общие для всех.


Около сотни руководителей театров и концертных организаций со всех городов УралоЗападносибирского региона провели три дня в активнейшей работе на семинаре, организованном по инициативе Фонда культуры и искусств (США) и Ассоциации театров Урала (Россия, Екатеринбург). Лекции, беседы, обсуждения в группах, презентации: как привлекать и расходовать средства, проводить кастинг, использовать новые технологии и даже конкретно, сколько у кого просить и как благодарить. Высокомерное отношение к подобным «нетворческим» сторонам жизни и у нас отходит в прошлое. Достойно жить — необходимое условие для творчества, хотя, конечно, недостаточное. Два основных вопроса (помимо творческих) решают все театры, где бы они ни находились — как привлечь зрителей и где найти спонсоров. В главном — совпадают, однако и различий много: социальных, ментальных, даже понятийных. Слово «спонсоры», например, у нас становится непопулярным, но равноценной замены ему не нашли: «благотворители», «попечители», «социальные партнеры» не прижились. А вот американцы называют своих помощников просто — «ангелами».

Бюджет— Покажите на примере одного крупного учреждения культуры США, как формируется его бюджет.

Чем американский опыт принципиально отличается от российского и что мы можем использовать у себя — главные темы беседы с гостями.

— Бюджет Метрополитен Опера за прошлый год составил 220 млн долларов: 90 миллионов принесли пожертвования, примерно столько же — продажа билетов. Зал рассчитан на 4 тысячи зрителей, цена билета в среднем 400 долларов. Заполнить такой зал ежедневно непросто, однако именно это создает прочную финансовую основу. Большая часть остальной суммы заработана театром другими способами, помимо спектаклей.

Стивен Браун, управляющий ассоциации Метрополитен Опера (отвечает за финансы, штат, гастроли;130 собственных постановок, три премии Эмми):

— Почти никак: менее 1% (700 тыс. долларов) получено в прошлом году из бюджетов федерального и штата. Российские коллеги задают вопрос «как вы работаете с властными структурами», видимо, для вас это актуально. У нас — почти не используется.

— Как государство участвует в финансировании культуры?

— Не только. Есть небольшая группа людей, которые любят искусство и имеют большие деньги. Есть значительная группа людей, которые любят искусство и имеют некоторые деньги. И есть масса людей, которые любят искусство и дают, что могут. Мы говорим обо всех. Каждый слой формирует свою потребительскую корзину.

— В США так любят искусство, что театр может жить за счет билетов и пожертвований? Или любят искусство те, у кого есть деньги?

— По-разному. Но на саморекламу расчет не делают. В каждой программке указывается список пожертвователей на постановку, и иногда появляется обозначение «анонимно».

— У «ангелов» есть имя? Или меценаты предпочитают любить театр инкогнито?

Дэвид Янг, профессор Университета Флориды, режиссер, менеджер:

Маркетинг— Какие современные технологии применяются при работе со зрителями?

— Насколько американский опыт применим в России?

— Прежде всего интернет, а также спутниковое радио, SMSсообщения на телефоны. Эти методы важны при работе с молодежной аудиторией, они позволяют привлекать в театры новое поколение зрителей. Но они достаточно дорогостоящи и используются в зависимости от доходов театра, размеров его бюджета.

Михаил Сафронов, президент Ассоциации театров Урала, директор Екатеринбургского театра музыкальной комедии:

— Некоторые вещи нельзя использовать в том виде, в каком мы их презентовали. Главное не это. Важно включить собственное мышление, в Америке говорят — «вынуть его из ящика».

Джиллиан Пул, президент Фонда культуры и искусств США:

— Добавлю: человеческий опыт везде одинаков. Законы фандрайзинга одни, только в США по ним действуют десятилетиями, а в России — только начинают. Разница между нами даже не в законодательной базе, о чем много говорят, а в стабильности общества. Стабильность доходов населения и налоговой системы позволяет делать каналы привлечения и средств, и зрителей постоянными и надежными. Мир развивается в одном направлении, кто раньше, а кто позже, но все выходят на один путь. Главное — человеческий фактор. Овладев инструментами работы с людьми, мы тем самым можем помочь отрасли культуры и искусства.

Дополнительные материалы:

— Думаю, нет ни одной страны в мире, которая бы внесла больший вклад в искусство, чем Россия: театр, музыка, танец, литература… И мир благодарен России. Для нас привилегия в том, что мы, может быть, смогли поделиться с вами некоторыми «тайнами мастерства» по части экономической организации культуры.

Екатеринбургский театр музыкальной комедии в прошлом году заработал 18 млн рублей (22,9% бюджета), Екатеринбургский театр драмы — 11 млн рублей (20,9%). Бесспорный лидер — Свердловская государственная филармония — 45 млн рублей. Инструменты — билеты, гастроли, привлечение спонсоров в 2006 году. Общее направление развития — рост собственных доходов.

Европа — Америка транзитЕсть две основные модели финансирования искусства. Американский вариант: государство дает 5%, привлеченные средства (спонсоры, пожертвования) — 50%, остальное — собственные доходы. Европейский вариант: 50% от государства, 5% от спонсоров, остальное — собственные доходы. Россия, как всегда, ищет свой путь.


Под прессом Полшага до песни Как бороться c энергодефицитом Лечить так лечить Посторонним вход Россель и Чубайс договорились Взялись за сердце Лечебный атом Любим — не любим

Главная / Новости