Главная / Новости / Хор, где каждый — солист


Вконце февраля Тюменский госуниверситет, департамент занятости населения и департамент образования и науки Тюменской области подписали трехсторонний договор. «Главная цель документа — создание условий для устранения регионального дисбаланса спроса и предложения рабочей силы и совершенствования структуры подготовки кадров. Одним из важных аспектов будет содействие трудоустройству выпускников Тюменского государственного университета и развитие сотрудничества между вузом и правительством области», — отметил ректор вуза Геннадий Чеботарев.
Представители бизнеса утверждают: ТюмГУ — вуз уважаемый, его выпускники востребованы. Здесь работает специальная служба трудоустройства. Но даже ему потребовалась особая программа. Что происходит тогда в типовых взаимоотношениях вуз — молодой специалист — предприятие?


Вузы немало делают для трудоустройства выпускников. Однако молодые специалисты не могут найти себя на рынке труда. Чтобы преодолеть эту ситуацию, учебные заведения должны вводить программы адаптации студентов, студенты — умерить амбиции, а государство — решить, какие интересы ему важнее: сиюминутные или стратегические.

Статистика неумолима. По обнародованным в конце февраля данным десятилетнего (1993 — 2004) исследования федерального министерства социального развития и здравоохранения, доля занятых среди молодых специалистов в России постоянно сокращается: в 1993 году — 85,7%, в 2004-м — 78%. Отмечается, что молодежь на работу не спешит. Со ссылкой на данные Росстата сообщается, что около 15% респондентов через полгода после получения диплома еще не работают, предпочитая «осмотреться». Причем наибольшая доля тех, кто не торопится, — среди жителей Москвы (15,1%) и других крупных городов (18,7%). В региональных службах занятости еще более тревожная информация: количество безработной молодежи растет, хоть и медленно. «Молодые специалисты с завидным постоянством обращаются в службу занятости населения Челябинской области, — рассказывает ведущий специалист управления занятости Вероника Тимофеева. — В 2006 году из обратившихся за помощью почти 42% составила молодежь в возрасте от 16 до 29 лет (в 2005 году — 40,8%). В числе признанных безработными на нее приходится почти 40% (в 2005-м — 39%)». По данным челябинских кадровых агентств, по специальности трудоустраиваются только 40 — 47% выпускников вузов, а те, кто устраиваются, работой недовольны. У вузов статистика еще более впечатляющая.Очевидно: выпускники вузов и работодатели, нуждающиеся друг в друге, не совпадают во времени и пространстве.

На первый взгляд, вузы могут и умеют самостоятельно трудоустраивать подготовленные ими кадры. Стандартный набор есть практически у всех: сотрудничество с работодателями, практика студентов на предприятиях, долгосрочные договоры, участие в ярмарках вакансий, центры содействия трудоустройству. Кроме вузовских центров на площадках наиболее крупных учебных заведений работают межвузовские региональные: они консолидируют заявки работодателей и обрабатывают информацию о выпускниках большинства образовательных учреждений субъекта федерации. Кроме того, вузы готовят студентов по спецзаказам; почти непрерывно идут конференции, на которых обсуждается, как помочь молодым специалистам найти рабочее место. На предприятиях существуют программы их адаптации к реалиям производства. Но выпускник и работодатель никак не могут найти друг друга.

Вузы возразят: мы работаем, у нас и центры, и конференции... Но тут надо понимать мотивацию: для вуза чем больше выпускников трудоустроено, тем выше его рейтинг у потенциальных абитуриентов. Значит, тем больше вчерашних школьников придут учиться именно сюда. Если на бюджетное отделение попасть ума не хватит, пойдут на платное. И вузу будет на что жить.

Кот ученый
Проблема кадрового дефицита уже обросла мифами. Например, что самый жесткий — среди рабочих специальностей, а людей с высшим образованием в стране, да и на Урале, переизбыток, и особенно много лишних экономистов. Однако, как следует из доклада директора кадрового агентства Avanta Personnel Ольги Бердниковой на екатеринбургской конференции «Кадровый дефицит: как выжить в современных условиях?», спрос на специалистов в банковской сфере и ритейле превышает предложение в 4,5 и 6 раз соответственно. Только за последние две недели сразу два крупных кредитных учреждения, МДМ-банк и уральский филиал банка «Сосьете Женераль Восток», заключили договоры с экономфаком Уральского госуниверситета. Цель — совместная подготовка кадров, содействие в трудоустройстве выпускников. Еще один миф — излишек юристов. «Хорошие специалисты всегда востребованы, — опровергает его проректор ТюмГУ Людмила Волосникова. — Наши, по крайней мере без работы не сидят». Однако, как сказал первый вице-премьер правительства России Сергей Иванов, высшая школа не в силах соотносить свою работу с потребностями экономики. А потому продолжает штамповать невостребованных выпускников.

Хорошо забытое старое
Те, кому кадров надо больше и есть материальные возможности их готовить — а это нефтяники, энергетики, металлурги, — растят себе целевиков. УГМК, «чтобы избежать трудностей, связанных с адаптацией молодых работников на производстве, выстроила систему подготовки, — рассказывают в пресс-службе холдинга. — Первый договор на обучение по целевому направлению компания заключила с Уральским государственным горным университетом еще в 2000 году. Сегодня по генеральным соглашениям с профессиональными учебными заведениями обучаются около тысячи студентов. Совместно с вузами мы вносим коррективы в учебные планы, вводим дополнительные образовательные программы. Молодых специалистов готовят для работы на конкретном предприятии: целевики с первого курса проходят практику на производстве и к концу обучения уже подробно знакомы со всеми особенностями процесса, адаптированы к коллективу и корпоративной культуре».

А потому чаще вузовская работа напоминает работу менеджеров некоей фирмы, проводящей презентацию ну прямо сейчас и прямо в вашем подъезде или офисе (помните ребят в костюмах, но с баулами, продающих за безумные деньги бесполезные вещи?). «Когда студенты старших курсов проходят практику на заводах, нам иногда приходится учить их всему практически с нуля», — говорит о подготовке кадров главный специалист по оружейной продукции Ижевского механического завода Алексей Дорф. «Практикант гаечный ключ от крестовой отвертки отличить не может, а при этом хочет высококачественную продукцию производить», — возмущается губернатор Курганской области Олег Богомолов. Уровень выпускников так утомил бизнес, что Российский союз промышленников и предпринимателей еще три года назад предложил ввести сертификацию дипломированных специалистов: по сути, заставить их сдавать дополнительные экзамены. Правда, воз (вуз) и ныне там. В таких условиях бизнес решает проблему дообразования дипломированных специалистов самостоятельно. Именно поэтому на всех более или менее крупных предприятиях существуют программы адаптации. Как правило, не придумывают ничего нового, а просто возрождают формы работы с молодежью, практиковавшиеся при социализме.

Юрьев день
Получается, чтобы гарантированно и с пользой для экономики готовить кадры, вузам надо еще теснее работать с субъектами экономики, разрабатывать учебные программы под конкретные предприятия, особенно по техническим специальностям, готовить целевиков. Однако не все так просто.


Возрождается наставничество и стажерство. Например, в ОАО «Ноябрьскнефтегаз» с 2008-го за каждым молодым специалистом на три года будет закреплен наставник. Его функции: помощь в освоении рабочего места, приобретении практических знаний и навыков. Наставник будет участвовать в периодической оценке личностных и профессиональных качеств подопечного, помогать ему развиваться по индивидуальной программе, достигать целей и продвигаться по служебной лестнице. На Челябинском трубопрокатном заводе, по словам директора регионального центра трудоустройства выпускников ЮУрГУ Сергея Коваля, действует программа «Стажер»: «К молодому специалисту, уже работающему на заводе, прикрепляют двух-трех студентов вуза, и они вместе решают поставленную задачу. Менеджмент смотрит, как специалист справляется с руководством, оценивает студентов». Привлечение практикантов помогает предприятиям решить и сиюминутные задачи. «Мы испытываем катастрофическую нехватку людей рабочих специальностей. В 2006 году взяли на практику около 50 студентов, за два месяца этого года — уже 17 человек. В основном набор производится по техническим специальностям. Таким образом, пытаемся решить проблему нехватки рабочих», — сообщила специалист по кадрам ОАО Челябинский завод «Теплоприбор» Елена Лендел.
Крупные консалтинговые, инвестиционные компании, банки, западные корпорации применяют и такую схему: специалист компании читает практический курс, за это время отбирает перспективных студентов, они приходят сначала на практику, а затем, если хорошо себя покажут, и на работу.

Во-вторых, в условиях жесткой связки «вуз — предприятие» мы получим специалиста, который, как при крепостном праве, будет прикреплен к определенному работодателю.

Во-первых, договорные отношения с бизнесом, на которые многие вузы пытаются ориентироваться как на основную форму восстановления разрушенной цепочки «вуз — предприятие», не всегда эффективны. Вуз нуждается в долгосрочных договорах, а предпринимателю кадры нужны сегодня, в лучшем случае — через год-два. На пять-шесть лет прогнозировать потребность могут немногие работодатели. «Анкетирование выявило: они не знают, чего хотят, не понимают, какие предметы должны знать выпускники», — отмечает Сергей Коваль. А если и хотят чего-то, так это обычно мало соотносится с реальностью. Отрывок из раздела «вакансии» на популярном сайте по трудоустройству: «Крупной российской динамично развивающейся компании на должность директора регионального представительства требуется молодой человек до 25 лет с высшим образованием, знанием английского, опытом работы от 5 лет в сфере личных продаж». То есть молодой человек должен был работать чуть не со школьной скамьи. Качество образования? Забудьте!

Элитный недоучка
Тут надо обратить внимание на такой факт: у многих выпускников вузов завышенные амбиции по зарплатам. Отрывки из двух резюме, взятые наугад с того же сайта по трудоустройству: «23 года, высшее образование, диплом 2007 года, без опыта работы. В поисках перспективной стабильной должности с возможностью карьерного роста, желаемая зарплата — от 20 тыс. рублей»; «24 года, диплом с отличием, ищу работу юрисконсульта, зарплата на испытательный срок — 15 тыс. рублей». Откуда они берут такие цифры, если учесть, что средняя зарплата по стране — около 13 тысяч?
Рекрутеры, занятые поиском и «доводкой» менеджеров среднего звена для крупных предприятий, в один голос жалуются, что выпускники вузов слишком много о себе мнят при минимальных на то основаниях. Несколько цитат из анкет исследования «Мониторинг индивидуальных (образовательных и карьерно-профессиональных) траекторий выпускников системы высшего профессионального образования», проведенного группой ученых под руководством Давида Константиновского: «Они думают, что диплом — это уже как минимум 10 тыс. рублей, которые не нужно зарабатывать; как правило, большинство не представляет, чего хочет от работы, еще чаще — вообще не хотят работать; абсолютно не адаптированы, не приспособлены; один написал в анкете: “Хочу быть директором с зарплатой 1000 долларов”».

В-третьих, замдиректора Института социологии РАН Давид Константиновский предупреждает об опасности слишком радикальной специализации программ. Универсальность российского образования — это плюс, уверяет он. Только 75% выпускников работают по специальности, но люди с хорошим базовым образованием легко находят себя в других отраслях: физик — в банковской сфере, филолог — в логистике. Кроме этого, растет спрос на совмещенных специалистов, чтобы и ракеты умели в космос запускать, и посчитать, насколько это выгодно.
В-четвертых, система «лекция — практика — работа» действенна только в востребованных сейчас специальностях, только в вузах, с советских времен готовивших кадры для заводов-пароходов, и только с идеальными школярами (активны, работают по профессии, а учатся по ночам: таких в лучшем случае 15%). А что делать со всем остальным?

В неадекватных ожиданиях виновата, конечно, не только молодежь. Довольно большая доля ответственности лежит на вузах, и это отголоски все той же зазывной мотивации: профессора постоянно напоминают, что с дипломом их «престижнейшего вуза» молодые люди сразу приобретают высокий статус на рынке труда. Переоценка университетского образования и диплома как такового дезориентирует студентов: шкала приоритетов будущих работодателей, мягко скажем, не совпадает с представлениями вузовских преподавателей. Работодатели ценят прежде всего опыт, а именно его студентам и недостает.




«Министерство ежегодно на 3 — 5% снижает контрольные цифры приема по группам специальностей “Экономика и управление”, “Гуманитарные науки”, “Образование и педагогика”. Сформирована подготовка специалистов по междисциплинарным программам “Инноватика”, “Приборы и системы лучевой энергетики”, “Нанотехнологии”», — рассказывают в федеральном Минобразования.

Кого ждем
Теперь по законам жанра мы должны были бы сказать, что государство не понимает этой проблемы и прописать, что именно оно должно делать. Однако это тот счастливый случай, когда оно не только понимает, но и делает. Именно на устранение диссонанса между рынками образования и труда направлена, например, двухуровневая система: четыре года вуз будет учить на бакалавров всех, а потом лучших возьмет в науку — в магистратуру, остальных по своим стандартам будут доучивать предприятия. «В вузах мы можем подготовить лишь единицы узких специалистов. Поэтому не будем лукавить, нам сегодня выгодна система бакалавриата», — заявил первый проректор образовательного комплекса «Челябинский юридический колледж, Южно-Уральский профессиональный институт, Челябинский филиал Московского педагогического государственного университета» Александр Базаев.

В Тюменском госуниверситете, например, в рамках трехстороннего договора с администрацией и департаментом занятости такая программа будет: «Это проведение тренингов с выпускниками, курс по планированию карьеры, умению написать резюме, составлению портфолио», — отмечает Людмила Волосникова. «Студентов необходимо адаптировать, — говорит Сергей Коваль. — Но в вузах Челябинской области пока такого нет».

Однако все это делается крайне медленно, а на работу выпускникам нужно устраиваться прямо сейчас. В этой ситуации пора действовать уже самим вузам, причем не формально, а конкретно: готовить студентов к трудоустройству, преподавая им это как науку, подобно сопромату или русской литературе.

Ну и государству есть чем заняться. Его прерогатива — что-то сделать с армией. Почему выпускники не знают, чем им заниматься после вуза и поздно выходят на рынок труда? Потому что для большинства юношей вуз — это легитимный способ откосить. Им безразлично куда поступать: не взяли в педагоги, пошел в агрономы. Важнее не потерять два года жизни. Почему после вуза им все равно где работать и лучше там, где платят зарплату «в конвертах»? Потому что на больших предприятиях, где зарплата «белая», — нежелающего служить в армии вычислить очень легко. Военкомату достаточно сделать запрос в налоговую, начисляется ли на такого-то гражданина призывного возраста налог на доходы физических лиц, — и узнать, где он работает, не составит труда. А потом можно просто вручить повестку работодателю, и она считается дошедшей. Так что наши мальчики не просто не хотят работать по специальности, они от армии бегают. Зачем тогда госчиновники с высоких трибун так много говорят, что экономике нужны кадры? Выходит, проигрывает экономика национальной безопасности.

Почему нет — понятно: чтобы ввести что-то в вузовскую программу, надо получить одобрение в Минобразования РФ, написать учебный план, подготовить преподавателей. Не забудьте, что нагрузка на студентов тоже регламентируется сверху, а значит, чтобы ввести курс, придется «откусить» время у других. А это сокращение часов и, следовательно, зар-
плат преподавателей, ухудшение подготовки по основным дисциплинам. Все это тормозит идею еще на стадии задумки. Но если вузы хотят на самом деле выпускать специалистов, которые будут адекватно себя оценивать и смогут быстро находить подходящую работу, придется поторопиться.

Таким образом, чтобы решить, казалось бы, узко сегментную проблему трудоустройства дипломированных специалистов, необходимы серьезные структурные изменения. Без них все попытки вузов, рекрутеров и работодателей трудоустроить выпускника будут похожи на попытки спеть вместе Хосе Каррерасу и группе «Ласковый май»: вроде и ресурс тот же, и дело одно делают, а получается отвратительно

Кроме этого, государству необходимо планировать, кого и сколько потребуется в ближайшие пять лет. А для этого нужно если не возрождение плановой экономики, то хотя бы четкое представление о том, что будет, если высокие цены на нефть упадут до критического минимума.


Взялись за сердце Лечебный атом Любим — не любим Используй любой ветер В Нижнем Тагиле открылась выставка «УралМеталлЭкспо-2008» Определимся с девушками Всеобщий дисбаланс Плавильный подход Когда топ-менеджер рвет на себе рубашку

Главная / Новости