Главная / Новости / Решить проблемы Севера и Юга






Без создания дополнительных генерирующих мощностей и сетевого хозяйства реализация амбициозного проекта, способного решить проблему сырьевой обеспеченности уральских предприятий и придать импульс региональной экономике, невозможна. В то же время сочетание проектов энергетического строительства с ускоренной разработкой месторождений угля и газа, сконцентрированных на севере Урала, способно помочь в решении энергетических проблем всего региона, считает директор департамента энергетики Корпорации «Урал промышленный — Урал Полярный» Андрей Касьяненко.

Проект «Урал промышленный — Урал Полярный», несколько лет существовавший в виде неоформленной концепции, постепенно переходит в практическую фазу. 12 марта в Екатеринбурге прошло собрание акционеров ОАО Корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный», которому предстоит управлять проектом. Главой наблюдательного совета корпорации стал заместитель полпреда в УрФО Виктор Басаргин, генеральным директором — бывший заместитель губернатора ЯНАО Олег Демченко. На брифинге после собрания они заявили: одна из главных задач, которые предстоит решить в рамках проекта, — развитие энергетики районов Полярного и Приполярного Урала.

— Примерная картина энергетической составляющей нам уже ясна. Прежде всего это касается потребностей нефтегазодобывающих компаний, работающих на территории проекта. Сейчас мы находимся в стадии согласования, разработки общей концепции развития энергетики проекта. Уже понятно, что его топливной базой станут природный и попутный газ с месторождений автономных округов (ЯНАО и ХМАО) и угли северососьвинских месторождений ХМАО.

— Андрей Иванович, в какой стадии находится программа развития энергетики проекта?




— Какие дополнительные генерирующие мощности необходимо построить для энергоснабжения недропользователей, которые будут работать на севере Урала?

— Речь идет о строительстве новых станций или об увеличении мощности действующих?

Андрей Касьяненко
— На сегодняшний день нагрузка потребителей Приполярного Урала составляет 30,3 МВт, на Полярном Урале — около 80 МВт. После запуска проекта спрос возрастет минимум до 480 — 570 МВт. При этом возникает вопрос о строительстве новых объектов генерации. В настоящее время основное количество электроэнергии вырабатывается на Сургутских ГРЭС1 и ГРЭС2 и на Нижневартовской ГРЭС. Она поставляется газовикам и нефтяникам автономных округов. Существовавшие ранее планы строительства электростанций на базовых источниках сырья не были реализованы. Сейчас мы возвращаемся к ним, приближаем генерацию к месторождениям углеводородов, чтобы минимизировать транспортную составляющую.

Одновременно энергокомпании расширяют возможности уже работающих станций. ОГК1 планирует построить два новых блока по 800 МВт на Нижневартовской ГРЭС, увеличить мощность Уренгойской ГРЭС с 24 до 200 МВт с лишним.

— И о том, и о другом. Из объектов, которые будут создаваться с нуля, уже строится электростанция в Ноябрьске: она будет работать на попутном газе. В ХМАО прорабатываются проекты угольных станций на северососьвинском топливе (Люльинская, Тольинская и другие). Принято решение о строительстве электростанции в ТаркоСале. Причем, если сначала речь шла о станции мощностью 600 МВт, то теперь изучается вариант до 1 — 1,2 тыс. МВт. Это пока приблизительные цифры, они еще будут уточняться по мере разработки концепции энергетического развития этих территорий.


— Да, они вошли в соглашение, подписанное руководством РАО ЕЭС и главами ХМАО, ЯНАО и Тюменской области. Необходимость развития энергетики для «Урала промышленного — Урала Полярного» прописана в соглашении отдельной строкой. Правда, названные мною объекты не выделены в особый раздел. С 2008 года тюменская энергосистема, как известно, из самодостаточной превратится в дефицитную. Тогда дополнительные генерирующие мощности понадобятся не только участникам проекта, но и другим потребителям, причем не только на территории северных округов.

— Инвестпроекты согласованы с РАО ЕЭС?

— Пока территории, на которых планируются работы, изолированы: перетоки туда невозможны. В результате резко возрастают затраты на энергообеспечение, доставку топлива и т.д. Поэтому наша главная задача — развитие централизации, сетевого хозяйства как системообразующего, так и распределительного. Централизация — это прежде всего снижение стоимости и увеличение надежности. Других вариантов нет.

— То есть энергосистема, создаваемая в рамках проекта, не будет независимой?

— В основном ЛЭП 220 — 500 кВ. В частности, это линия Надым — Салехард, потребность в которой ощущается уже сегодня. Затем линию 750 — 1000 кВ от Лабытнанги до энергосистемы Свердловской области: она позволит поставлять электроэнергию потребителям Серовско-Богословского энергоузла, ставшего дефицитным. Таким образом, развитие энергетической составляющей «Урала промышленного — Урала Полярного» позволит наладить транзит электроэнергии с севера на юг. На севере нет проблем с топливом. Мы можем обеспечить любые объемы генерации и по восточному коридору вдоль Уральских гор передать электроэнергию в промышленные центры УрФО. В Свердловскую область может быть поставлено до 1 тыс. МВт.

— Какие электросетевые объекты планируется построить?

— Около 130 млрд рублей. Соинвестором строительства ЛЭП вдоль восточного склона Урала, которая обойдется в 4 млрд рублей, скорее всего, выступит бюджет. Остальные энергообъекты будут построены за счет частных вложений. Инвесторы уже есть.

— Общая сумма затрат на развитие энергетики проекта определена?

Проект «Урал промышленный — Урал Полярный» Цель — освоение месторождений полезных ископаемых в районах Полярного и Приполярного Урала и полуострова Ямал, а также создание транспортной и электросетевой инфраструктуры, связывающей эти территории и промышленно развитые регионы юга УрФО. По прогнозам, на территориях зоны проекта возможно добывать ежегодно до 16 млн тонн угля; 9 млн тонн железной, до 3,5 млн тонн хромовой, 1,4 млн тонн марганцевой руд; 51 трлн кубометров газа и 7 млрд тонн жидких углеводородов.

Дополнительные материалы:

Ожидается, что после запуска проекта на полную мощность ежегодные поступления налогов и платежей в бюджеты различных уровней увеличатся на 16,3 млрд рублей.

Общая сумма инвестиций в проект оценивается более чем в 300 млрд рублей. Главные объекты: строительство железных дорог Обская — Полуночное (вдоль восточного склона Уральских гор), Надым —Лабытнанги, автомобильной дороги Агириш — Лабытнанги, ЛЭП от Лабытнанги до северных территорий Свердловской области, ЛЭП от Надыма до Салехарда, а также обустройство около 60 горнорудных предприятий.


Противный случай Эти бы деньги, да в мирное русло Перекресток семи дорог В одной связке Урал с высоты дирижабля Порок бедности Новый первый Убыточный, но очень перспективный Бессмысленная мобилизация

Главная / Новости