Главная / Новости / Шаг назад, два шага вперед Отечественные компании выдержали эти удары. По данным Фонда развития трубной промышленности (ФРТП), объемы производства увеличились на 17,7% (до 7,88 млн тонн). Отрасль стала более привлекательной для инвесторов: подтверждение — удачное IPO Трубной металлургической компании (ТМК). Эксперты считают, что российской трубной промышленности помог рост спроса на внутреннем рынке, прежде всего — со стороны нефтегазовых компаний: Газпром и Транснефть запустили или готовят к запуску несколько масштабных проектов. Сегодня трубники в массовом порядке занимаются модернизацией, расширяя сортамент и осваивая новые сегменты рынка высококачественных труб для нефтяников, а также начинают строительство собственных сталеплавильных производств, чтобы сократить издержки и снизить зависимость от поставщиков трубной заготовки. Если расчеты окажутся верными, игроки отрасли смогут сохранить конкурентоспособность внутри страны и усилить позиции на внешнем рынке, с которого их вытесняют антидемпинговыми пошлинами. В 2006 году отрасль работала в сложных условиях — обострились все проблемы, с которыми приходится сталкиваться отечественному трубпрому. Увеличился объем поставок китайских труб на российский рынок. В физических объемах китайское присутствие почти незаметно (по разным оценкам, от 16 до 32 тыс. тонн труб), но российские игроки уже поднимают тревогу: если китайцам удастся закрепиться на внутреннем рынке России, то, учитывая возможности экономики Поднебесной, наши производители потеряют значительную часть потребителей. Помимо китайцев досаждали украинцы: несмотря на запретительные меры, они поставили на российский рынок более 1 млн тонн продукции (13% емкости рынка). Сами российские производители столкнулись между тем с антидемпинговыми пошлинами со стороны Евросоюза. Основные игроки — Объединенная металлургическая компания (ОМК), Группа ЧТПЗ и ТМК — улучшили производственные показатели. ОМК отгрузила продукции на 40% больше, чем в 2005м. По производству труб большого диаметра (ТБД) она вышла на лидирующие позиции в мире — 823 тыс. тонн. Предприятия группы ЧТПЗ (Челябинский трубопрокатный и Первоуральский новотрубный заводы) отправили потребителям 1721 тыс. тонн продукции — на 14% больше, чем годом раньше. ТМК отгрузила 3 018 тыс. тонн, что на 94 тыс. тонн (3,2%) превышает показатели 2005 года. При этом наибольший прирост показан в высокотехнологичном секторе бесшовных труб (16,7%). ОАО «Уралтрубпром» (УТП, Свердловская область) увеличило производство на 31,1% за счет роста спроса на профильные трубы и металлоконструкции. По словам директора по развитию УТП Александра Михалева, существенную роль для развития предприятия сыграло объединение производственных мощностей Уралтрубпрома и Первоуральского завода трубчатых строительных конструкций, завершившееся в конце 2006 года. Жизнь удалась 2006-ой стал удачным для российской трубной промышленности. Производство по сравнению с предыдущим годом увеличилось: сварных труб общего назначения — на 18%, нефтепроводных — на 10%, профильных — на 25%. По словам аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Парфенова, удачное IPO ТМК задало новые ориентиры для оценки финансового состояния компаний сектора и их перспектив на рынке: Выросли и доходы трубников. По предварительным данным, консолидированная выручка ТМК за 2006 год составила 3,3 млрд долларов, что в 1,7 раза выше прошлогодней. Трубные предприятия Группы ЧТПЗ отчитались только за первое полугодие 2006го: ЧТПЗ увеличил выручку на 16% до 869,5 млн долларов, ПНТЗ — на 4% до 348,4 млн долларов. Успехами российские производители труб обязаны прежде всего развитию проектов по строительству нефте— и газопроводов (Восточная Сибирь — Тихий океан и Североевропейского). По данным Газпрома, с января по декабрь 2006 года ему отгружено более 920 тыс. тонн трубной продукции, из них 76% — российской. — После размещения финансовые коэффициенты ТМК поднялись до уровня мировых аналогов, таких как Tenarias и Vallourec & Mannesmann Tubes. Можно предположить, что инвесторы выше оценят и других трубников, если те решатся на первичное размещение на международных площадках. — Компании расширяют сортамент и повышают качество труб для нефтяников. ТМК уже вышла на рынок высококачественных труб, которые могут применяться при разработке месторождений в сложных природноклиматических условиях, а именно такая продукция потребуется при строительстве газопроводов Ямал — Европа и Североевропейского. В будущем эта доля увеличится, полагает аналитик ИК «АнтантаКапитал» Владимир Попов: Великая китайская труба Столь радужные итоги и прогнозы говорят о том, что заградительные пошлины, введенные Евросоюзом в июне прошлого года (см. «Дружба дружбой, а трубы врозь», «Э-У» № 26 от 17.04.06) не стали серьезным препятствием для развития отрасли, хотя компаниям и пришлось сократить поставки в Европу. Для ТМК пошлина была установлена в 35,8%, для Группы ЧТПЗ — 24,1%. Им пришлось переориентироваться на другие рынки сбыта, и они сумели сделать это с максимальным положительным эффектом: доля ТМК в российском экспорте труб выросла с 48,8% (2005 год) до 56,1%. Если в 2005 году российские предприятия ТМК поставили на экспорт около 750 тыс. тонн труб, то в прошлом году — 806 тыс. тонн, отмечает заместитель генерального директора ТМК по маркетингу Сергей Билан. Изменить сбытовую политику намерена и Группа ЧТПЗ. По словам директора по сбыту и маркетингу Группы ЧТПЗ Павла Пелюгина, менеджмент компании разрабатывает программу освоения рынков стран Северной Америки, Ближнего Востока и ЮгоВосточной Азии и, конечно, рассматривает возможности увеличения объемов отгрузки по России. В то же время оба менеджера отмечают: европейцы мало что выиграли от введения ограничивающих мер. «Рынок не терпит пустоты: нишу российских производителей заняли китайцы. Таким образом, ЕС даже понес ущерб: там боролись, как им казалось, с дешевыми российскими трубами, а вместо этого получили еще более дешевые китайские», — подытожил Сергей Билан. В ближайшие годы потребности Транснефти и Газпрома будут расти. По прогнозам инвесткомпаний, это может привести к подъему цены на российские трубы на 5 —10%. Увеличится и объем заказов. По данным Росстата, в январе текущего года стальных труб в России произведено на 34,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Российские трубники не исключают, что в этом году антидемпинговое расследование будет проведено в отношении поставок из Китая (см. «Демпинг бездарный и бездумный»). Однако опыт введения заградительных мер против украинских трубников показывает: эффективность зачастую не слишком велика. Политику российского правительства, проводимую в отношении поставок из Украины, в частности введение пошлин на трубы малого и среднего диаметров, аналитики уже признали малоэффективной (см. «Украинцы свое оттрубили»). Например, объемы поставок в Россию от украинских трубников, на которых распространялись льготные условия экономического эксперимента в металлургической отрасли Украины, в 2006 году по сравнению с прошлым годом выросли в целом на 48,9%, отмечают в ФРТП. Вездесущие китайцы уже начинают составлять конкуренцию и на российском рынке, что беспокоит отечественных производителей. Павел Пелюгин: «В прошлом году Китай произвел рекордное количество труб — порядка 36 млн тонн, из них 5 млн тонн экспортировано. Мы оцениваем объем поставок китайских труб в РФ в 32 тыс. тонн, и более половины предназначалось для нефтяных компаний. Особенно нас тревожит динамика роста по отдельным видам труб: так, по нарезным трубам увеличение поставок превышало 500%, по нержавеющим — 750%. Больше всего нареканий в отрасли вызывает отсутствие заградительных пошлин на украинские ТБД (52% от всего экспорта украинских труб). В декабре 2006 года правительство России пошло навстречу отечественным производителям и ввело пошлины в размере 8%. Сами трубники пока эффекта от этого не ощутили. Директор ФРТП Александр Дейнеко уточнил: «Мы считали оптимальным размер пошлины в 18%. Хочу подчеркнуть, что с 2001 года финансово-экономическая ситуация для отечественных трубников не изменилась. Льготный режим для поставщиков с Украины каким был, таким и остался». По прогнозам участников рынка, к 2050 году благодаря росту конкурентоспособности доля российских производителей труб на мировом рынке вырастет с нынешних 7,7% до 12%. Тогда отечественный трубпром сможет не опасаться ни украинцев, ни китайцев. Ему придется столкнуться с более серьезными игроками — японцами и немцами, традиционно занимающими лидирующие позиции на мировом рынке труб. Какой в конечном итоге будет структура мирового рынка, судить пока рано. Несомненно одно: идущая модернизация производственных мощностей российских заводов станет одним из факторов, ее определяющих. Главным «оружием победы» отечественных производителей должна стать модернизация мощностей. По данным ФРТП, за последние пять лет в техперевооружение трубной промышленности инвестировано 1,6 млрд долларов. Особенно выделились лидеры рынка. За прошлый год внушительных результатов в наращивании ресурсной базы добилась ТМК: в эксплуатацию были введены две машины непрерывного литья заготовки, каждая мощностью 1 млн тонн стали в год — на Северском трубном и на Таганрогском металлургическом заводах. По итогам 2006 года компания произвела 2,15 млн тонн стали. По данным ТМК, в 2007 году она будет на 90% обеспечена собственной заготовкой. О планах строительства сталеплавильного производства мощностью 1,1 млн тонн в год заявила и Группа ЧТПЗ. «Компании модернизируют производство, что позволит им достичь уровня мировых аналогов, кроме того, развивают собственные мощности по производству штрипса и трубной заготовки. Таким образом, они снижают издержки и в перспективе смогут конкурировать по цене с украинцами», — прогнозирует Дмитрий Парфенов. С развитием мощностей трубники оптимизируют затраты на производство, снизят и без того невысокую себестоимость (у мировых лидеров трубной промышленности она составляет около 1 тыс. долларов за тонну продукции, а у отечественных — в среднем 600 — 700 долларов). Украинцы свое оттрубили Введение пошлин на украинские ТБД пока не принесло ожидаемого эффекта, но директор по сбыту и маркетингу ЗАО «Группа ЧТПЗ» Павел Пелюгин уверен: российские трубники не упустят шанс потеснить конкурентов из Украины Дополнительные материалы: Павел Пелюгин — Как вы оцениваете перспективы российских производителей ТБД в условиях увеличения поставок с Украины? — Павел Евгеньевич, почувствовала ли ваша компания эффект от ввода антидемпинговых пошлин в отношении поставок украинских труб малого и среднего диаметра? — В достаточной мере — нет. Антидемпинговые меры, точнее, установленный размер пошлин, в отличие от введенных ЕС по отношению к российским трубникам, носил не заградительный, а ограничительный характер. В итоге украинский производитель бесшовных горячедеформированных труб компания «Интерпайп» увеличила поставки на 20% до 120 тыс. тонн, Днепропетровский трубный завод — вдвое, до 35 тыс. тонн. А Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича, на который действие пошлин не распространялось, нарастил поставки втрое, до 33 тыс. тонн. При этом суммарные отгрузки горячедеформированных труб предприятий Группы ЧТПЗ на российский рынок выросли только на 25% при резком сокращении поставок на экспорт. По итогам расследования, проведенного по инициативе Фонда развития трубной промышленности, введены 8процентные пошлины. На сокращение украинского импорта они не повлияют, но преференции украинским производителям в любом случае сократят и того демпинга, который мы ощущали в последние годы, не допустят. Объявленное расширение строительства трубопроводных проектов по транспортировке углеводородов и своевременное проведение модернизации производственных мощностей позволяют нам с уверенностью оценивать перспективы российских производителей ТБД. — На Челябинском трубопрокатном заводе проведена глобальная модернизация мощностей, направленная на расширение возможностей производства толстых стенок, совершенствование геометрических характеристик и свойств сварного соединения, увеличение мощности участка покрытия. Это позволило нам работать во всех реализующихся проектах по расширению магистральной трубопроводной системы РФ и стран СНГ. В течение двух последних лет введены существенные дополнительные мощности на Выксунском (ОМК) и Ижорском заводах (Северсталь) по производству ТБД — по 450 тыс. тонн в год на каждом. — Трубы для ТЭК РФ составляют около 45% производимой продукции Группы ЧТПЗ. Планируемое увеличение этого сегмента в структуре сбыта нашей компании напрямую будет связано с продолжающейся модернизацией производства и введением новых мощностей на обоих заводах. На сегодня акционерами компании утверждены и успешно реализуются важнейшие стратегические проекты, ориентированные на удовлетворение исключительно высоких требований нефтяных компаний: строительство на ПНТЗ финишного центра и электросталеплавильного комплекса. — Какую долю в структуре сбыта занимают трубы для нефтяной и газовой промышленности? Планируете ли увеличивать этот сегмент? Демпинг бездарный и бездумный Преградой для ввоза дешевых китайских труб в Россию может стать антидемпинговое расследование, считает заместитель генерального директора ТМК по маркетингу Сергей Билан — Сергей Иванович, какие макроэкономические факторы оказали наибольшее влияние на российских производителей труб в 2006 году? — Во-первых, общее улучшение экономического состояния России, вовторых, высокий, несмотря на колебания, уровень цен на нефть, в-третьих, реализация инфраструктурных проектов, в том числе национальных. Огромную роль сыграл рост потребления для крупных трубопроводов в России, таких как проекты Восточная Сибирь — Тихий океан и Североевропейский газопровод. Сергей Билан — Она растет практически во всех сегментах: в КНР продолжается строительство новых заводов. Мы ее заметили в сегментах труб нефтегазового назначения и машиностроительных, в частности для производства подшипников. — Нарастает ли в трубном бизнесе конкуренция со стороны Китая? — В Китае работают пять трубопрокатных предприятий, которые могут составить российским производителям реальную конкуренцию в области качества. Остальные занимаются банальным демпингом и как серьезные конкуренты рассматриваться не могут. Демпинг — один из основных методов вхождения китайцев на рынок. Причем демпинг бездарный и бездумный, показывающий, что китайские производители реально не владеют информацией по рынкам сбыта и существующей на них ценовой ситуации. Полагаю, мы скоро увидим серию антидемпинговых расследований во многих странах мира. — Какую стратегию можно противопоставить китайским производителям? Время великого перелома Дорогой читатель! К страховщикам применили рыночный подход Человеческий рост Коровники в нагрузку Правое дело В тесноте и обиде Второе пришествие Не красьте все черным Главная / Новости |
||