Главная / Новости / Про щук и карасей






В конце марта департамент информационной политики губернатора Свердловской области озвучил планы регионального правительства: создать в столице Среднего Урала сеть гипермаркетов «Ашан». Задача-максимум — по магазину французского ритейлера в каждый из семи районов Екатеринбурга. Заявление спорное и удивительное. Спорное потому, что в десятимиллионной Москве за пять лет открылись всего три «Ашана». Видимо, даже с учетом уровня доходов жителей столицы этого пока достаточно. Понятно, что любой игрок, в том числе и иностранный, не будет строить новые объекты сети, если для них не найдется достаточного количества покупателей.

Алексей Подоляко

На деле все оказывается не так. Да, имидж региона от присутствия на его территории международных брендов, наверное, повышается: к соседям не пошли, пошли к нам, значит, у нас лучше условия. Но ошибочно считать, что от присутствия транснационалов выигрывают местный бизнес и регион.

А удивление вызывает вот что: складывается впечатление, что власти испытывают преклонение перед иностранными инвесторами как перед какой-то благодатью или панацеей. Дескать, вот придет IKEA («Ашан», MEspanO) — и всех облагодетельствует, и пойдут громадные инвестиции в экономику региона, и еще больше повысится его привлекательность, и транснационалы как братьев примут местных производителей.

С местным бизнесом международные операторы взаимовыгодно сотрудничать не спешат. Как правило, они относятся к региональным производителям с некоторым высокомерием: конечно, наши еще не доросли до их уровня. Буквально душат невыгодными условиями или, если уж и налаживают поставки местной продукции, то прессуют до последнего. Единственный положительный пример — стратегия и стиль работы компании OBI. Ее руководство детально изучило местных игроков, в результате вхождение в рынок произошло гладко, без скандалов.

Когда на рынок Екатеринбурга выходила компания MEspanO, все с придыханием прогнозировали многомиллионные вливания в областной бюджет, развитие коммуникаций в районе строительства, подряды для местных предприятий. Однако MEspanO пришла со своими специалистами, металлоконструкциями и стройматериалами. Поставили коробку в чистом поле. Открылись практически без документов, в нарушение всех норм и правил: электропитание обеспечили сами себе от собственных автономных дизельгенераторов. Не стали вкладываться и в отводящие коммуникации: просто расставили по всему объекту биотуалеты. А разрешительные бумаги оформляли уже после открытия, задним числом. Уверен, ни одному российскому оператору не то что за границей — на Родине, в родном городе никто не разрешил бы открыться в таком виде. Когда запускались «Ашан» и IKEA, было заявлено: в регион приходят солидные инвесторы, готовые вкладывать в развитие городской инфраструктуры сотни миллионов евро. Пока все обещаниями и ограничилось. И получается, что не они — инвесторы. Наоборот, мы для них — доноры: товарооборот идет на 90% импортом и денежный поток от него тоже утекает из области и из страны. О каком благе для региона можно говорить?

Безусловно, рыночная экономика подразумевает развитую конкуренцию: на то и щука, чтобы карась не дремал. Но если щук запустить чересчур много, они просто съедят всех карасей. И тогда российская сфера потребительского рынка будет развиваться по польскому образцу. В Польше сейчас практически нет своего отечественного розничного и оптового ритейла, пищевого производства, сельского хозяйства. Все это в той или иной степени принадлежит крупным иностранным корпорациям, а значит, зависит от них. Тамошнее правительство в свое время, видимо, решило, что пустить на рынок развитых транснационалов гораздо быстрее и проще, чем долго и кропотливо развивать, обучать и поддерживать собственный бизнес, который и выглядит менее блестяще, и от «социалистического менталитета» еще не избавился.

Да, безусловно, наш бизнес еще не так развит: в конце концов ему только 15 лет, и у транснационалов с их вековым опытом есть чему учиться. Но важно понимать: варягам нет особой выгоды в том, чтобы «просвещать» местных производителей и потребителей. Для них интереснее и выгоднее, если мы и дальше будем оставаться неискушенными, неопытными, тушеваться и пасовать перед международными сетями, оставляя им все большую долю рынка. Приходя в Россию, они буквально скандируют: «Мы вас любим». Еще бы им нас не любить. Думаю, сегодня некоторым транснациональным компаниям Россия приносит больше дохода, чем вся Европа с ее высокой покупательной способностью.

Трудно дать совет, как сделать, чтобы уральский ритейл достойно конкурировал, а местные производители выгодно сотрудничали с транснациональными компаниями. Скорее всего, к этому нужно идти со всех сторон. Правительство региона, на мой взгляд, в своих решениях и действиях должно быть ориентировано на благо и потребителей, и местных производителей, и местного ритейла. Оно должно растить и терпеливо воспитывать свой бизнес. Да, это долго, сложно и не всегда благодарно. Примерно как воспитание детей: осторожно направлять, терпеливо наставлять, помогать, подталкивать и просвещать. Именно просвещать, а не кормить с ложечки, не опекать излишне, иначе вырастим иждивенцев и нахлебников. Но и не отворачиваться от них, бросая дело на самотек. Местным же игрокам следует активнее развиваться, не ждать дотаций от правительства, а перенимать международный опыт.

Наш потребительский рынок рискует пойти по такому же пути. Губернатор области убедительно и правильно говорит о продовольственной безопасности региона. Здесь с ним можно согласиться. И пример Польши в этой связи очень показателен.


Круглосуточный рост Невыносимая сложность бытия Инвестиции в «чистый воздух» Зацементировать дефицит Пустой базар Утекай Холмики вместо дамбы Великий сказочник К европейской самобытности

Главная / Новости