Главная / Новости / Эти бы деньги, да в мирное русло






Отсутствие горячей воды нынешним летом мы уже воспринимаем почти спокойно: сказались годы внушений — мол, без отключений не проведешь опрессовок (подачи в систему отопления и горячего водоснабжения воды под большим давлением), а значит, и не выявишь «тонких мест», проржавевших за зиму участков. Действительно, лето — пора восстановительных ремонтов. Созданный в советское время коммунальный ресурс вырабатывается стремительно, а вот замена оборудования и сетей идет медленно: всего на 1% в год против 10 — 15% в дореформенные времена. В итоге износ коммунальной отрасли приближается к критическим оценкам и составляет по отдельным секторам 70%. Это значит, например, что из 100 километров сетей 70 можно выкапывать и выбрасывать.

Иллюстрация: Андрей Колдашев

ПрорваВся система ЖКХ насквозь коррупционна, и помочь тут, кажется, не может уже ничто. Возьмем водно-сетевое хозяйство городов. Трубы изнашиваются как от старости, так изза плохого качества воды, циркулирующей в системе: на комплексы водоподготовки нет денег. Можно было бы проложить однажды и надолго более экологичный, нержавеющий и дорогой по сравнению со сталью пластик, но… С упорством, достойным лучшего применения, у нас предпочитают чинить стальные трубы, закапывая каждый сезон в землю колоссальные средства.

Коренное переоборудование — модернизация — носит пока точечный характер, на ее подготовку нужно множество времени и сил. А средства для этого требуются сопоставимые с консолидированным бюджетом того субъекта федерации, где собираются проводить ремонт. В основном деньги на модернизацию, если их не выделят из бюджета муниципалитета, поступают из тарифа. Но, как мы неоднократно писали (см., например, «Про коррозию и коррупцию», «Э-У» № 35 от 25.09.06), установление расценок в отрасли регулируется не экономическими потребностями, а политическими решениями.

Нашим немногочисленным пока частным коммунальным операторам до немцев, конечно, далеко, но в ремонтных работах у них относительный порядок. Здесь тоже умеют считать деньги (научишься, пока согласуешь инвестиционную программу по техперевооружению с муниципальными властями, думой, комитетами по благоустройству и озеленению, да еще и умудришься при этом вписаться в тариф). Например, в Перми коммунальный оператор «НовогорПрикамье» собирается в этом году отреставрировать один из самых старых участков водопровода. Километр старой трубы заменят на полиэтиленовую бестраншейным методом: новую протянут внутри старой, не делая при этом масштабных раскопок. Это позволит и снизить затраты на перекладку, и ускорить процесс. Все работы завершатся до конца июня: сроки увязаны с капитальным ремонтом дороги. Частные компании заинтересованы в том, чтобы делать раз и навсегда: они платят собственные деньги.

Я разговаривала на эту тему с сотрудником немецкой компании в 150тысячном Ингольдштадте. Мы назвали бы ее коммунальным оператором: она производит все виды коммунальных услуг — обеспечивает водоснабжение и водоотведение, электричество, газ, тепло. Так вот, самым невероятным открытием для него стал тот факт, что в любом российском городе можно найти «черную дыру»: место, где каждый год идет ремонт труб. «Мы даем гарантию на свою работу. Она составляет три года. И если в течение этого времени по нашей установленной вине на участке произойдет авария, мы будем менять там трубу за свой счет. Это дорогая работа и мы понесем большие убытки», — говорил он, трагически понижая голос. Похоже, в его копилке баек о русском бардаке добавилась очередная история: «Расскажу в Германии — не поверят»…


Формально муниципалитеты должны распределять коммунальные работы по тендеру. Именно тендеры призваны были победить ту систему, когда заказчиком, кошельком и приемщиком работ выступала администрация города или района. На деле конкурсную систему распределения все давно обходят. В маленьких городах просто негде взять еще одну компанию.

Но пока частных операторов в отрасли немного, единицы процентов. Гораздо больше некогда муниципальных, а теперь акционированных (причем в пользу тех, кто стоит у руля городской и/или коммунальной власти) предприятий. В маленьких городах и районах больших они формально разделены по услугам (водоснабжение, теплоснабжение и т.п.), но фактически подконтрольны нескольким людям. Такое акционирование, вроде бы задекларированное как оздоровление отрасли, расчищение коррупционных завалов, на самом деле великолепно встраивается в новую систему коррупции. Когда надо поменять трубу или провести работы не так, чтобы сделать хорошо, а чтобы просто освоить деньги.

Кроме этого, вся коммуналка давно обросла откатами. Если ты чужак, намерен войти на рынок и победить в тендере — готовь откат. Если хочешь, чтобы именно у твоей компании купили надежную и дорогую пластиковую трубу — готовь откат. «В первый раз мы были вынуждены дать такой откат, что сработали себе в убыток. Но если докажешь свою лояльность, ты обеспечен работой надолго. Тебе будет платить бюджет, а это значит, что будешь завышать стоимость работ. А подругому и не получится: нечего будет отдавать откатами, и в итоге понесешь убытки», — отмечает не пожелавший назваться предприниматель из Курганской области. «Мы раз 30 выходили с нашими предложениями, но коммунальщикам проще переложить стальную трубу раз в три года, чем ставить наш пластик на 50 лет», — отмечал на выставке «ЖКХ. Энергосбережение. Строительство» в апреле этого года представитель екатеринбургской компании. Непрозрачность расходования средств, закрытость информации (себестоимость перекладывания километра сети, оказывается, тайна) — все это только способствует развитию коррупции.

А в больших, где таких компаний множество, чужие к тендерам все равно не допускаются: кому хочется отдавать деньги на сторону? А вдруг хорошо сделают — так, что в будущем году не придется перекладывать? Вот и получается, что в тендерах участвуют подставные компании, а сам конкурс выигран заранее.

Кредиты предприятиям ЖКХ банки дают неохотно: срок окупаемости объектов 10 — 15 лет, а банки так рисковать не готовы. Да и преимущества лизинга перед кредитом в ЖКХ очевидны. При обычном кредите переданные заемщику средства могут быть израсходованы на любые цели. При лизинге право собственности на предмет лизинга остается у лизингодателя. Это не позволяет коммунальным предприятиям использовать заемные средства не по назначению. Да и инвестиции лучше защищены: лизингодатель может изъять у несостоятельного лизингополучателя предмет лизинга и продать его. Кроме этого, ряд страховых компаний выражает готовность застраховать финансовые риски (риски неполучения лизинговых платежей) лизингодателя при передаче предприятиям ЖКХ ликвидной техники и оборудования. В отдельных случаях страховые компании в качестве обеспечения принимают гарантии субъектов РФ.

Лизинг: дело хорошее, но… Итак, на пути решения наиболее острой для жилищно-коммунальных хозяйств проблемы замены оборудования и сетей стоят коррупция и излишне политизированные тарифы. Но отрасли нужны инвестиции. Для их получения есть два пути — кредит и лизинг.

Чтобы деньги за оборудование, взятое в лизинг, точно вернулись, компании требуют гарантии субъектов федерации. Но их получение — дело даже не долгое, а просто муторное. Предприятиям надо согласовывать саму возможность получения гарантии, а затем продавливать утверждение в бюджете: без этого гарантия не действует. «Даже выданная на несколько лет, но не обеспеченная бюджетом следующего года гарантия теряет силу. Поэтому сторонам по лизинговым сделкам нужно выработать механизм подтверждения включения в бюджет суммы гарантии на следующий финансовый год в договоре о выдаче гарантии, либо в договоре лизинга», — подчеркивает Юрий Шпиленко.

Тем не менее до недавнего времени сделки по лизингу в ЖКХ носили единичный характер: в реализации лизинга есть множество проблем, которые мешают ему стать массовым. «Лизингополучатели в основном — муниципальные предприятия. Но они в большинстве своем занимаются не бизнесом, а оказывают социальные услуги. Поэтому они зачастую просто не умеют готовить лизинговые проекты — иногда даже не могут рассчитать, способны ли вносить в срок лизинговые платежи. Отмечу и отсутствие у лизинговых компаний “длинных” денег для долгосрочных проектов финансовой аренды ЖКХ», — указывает начальник отдела экспертизы и кредитования Югорской лизинговой компании Юрий Шпиленко.

Сопоставление стоимости разных видов покупки оборудования для ЖКХСтатьи затратВарианты финансирования оборудования
стоимостью 100 руб.Покупка за свои средстваПокупка за счет кредитаФинансовый лизинг1.Стоимость объекта100


Таблица

100

100

24

Налог на прибыль24

Сумма % по кредиту-

-

-

20

10

Налог на имущество (срок амортизации 10 лет)10

Лизинговые платежи (ставка 20%)-

3,3

20

-

-

Остаточная стоимость-

Общая стоимость затрат134

-

123,3

154

Вывод очевиден: требуется комплекс законодательных и организационноуправленческих мер, обеспечивающих наличие в системе ЖКХ эффективных собственников имущества, создающих условия, при которых региональные бюджеты реально могли бы отвечать за инвестиционные процессы в отрасли. Но кажется, это никому не надо: откатить проще.

Частично проблемы преодолевают сами лизинговые компании с помощью штрафных санкций, пролонгации договоров, дополнительных гарантий, увеличения авансовых платежей. Но часть решить могут только федеральные и региональные власти. Необходимо предоставление государственных гарантий кредиторам, выделение бюджетных средств на цели лизинга на льготных условиях при ставках по кредиту не выше 5 — 6% годовых, как это происходит при проведении операций лизинга в сельском хозяйстве и авиастроении.


Ипотека, кусающая собственный хвост «Про Грузию забыв неосторожно…» Мост тронулся Неестественный отбор Тюменское каре Переоценка ископаемых ценностей Нас накрывает Невостребованный престиж Перевод без трудностей

Главная / Новости