Главная / Новости / В одной связке

Во-первых, здесь широкие потребительские возможности. По этому показателю — основному, на который ориентируются все предприниматели при определении стратегии развития, — Березники уступают городам с населением более 200 тыс. человек. В Магнитогорске, Нижнем Тагиле и других крупных городах региона некоторые сетевики работают уже по 5 — 10 лет. Однако высокие темпы роста розничного товарооборота свидетельствуют о значительном потенциале города. Совокупный оборот розничной торговли за 2006 год вырос на 45% до 43 тыс. рублей на душу населения. Для сравнения: по Пермскому краю в среднем — 25,5% и 64,8 тыс. рублей.


До конца лета в Березниках появится первый автоцентр Ford: компания «Уралавтоимпорт» (входит в тройку крупнейших автодилеров Уральского региона) начинает масштабную региональную экспансию. Первоначально открытие было запланировано на июнь, и это не первый объект иногороднего игрока, сроки ввода которого в Березниках сдвигаются. Причины понятны: в городе оседает почва (см. «Перекресток семи дорог»). Сетевики выжидают: при решении этой проблемы Березники останутся выгодным направлением для развития сетевого бизнеса. В рамках исследования «Вторые города Большого Урала» мы продолжаем раскрывать возможности ключевых малых городов региона. Город активных действийВ рейтинге привлекательности вторых городов Большого Урала для ведения сетевого бизнеса Березники занимают восьмое место. Город входит в группу наиболее удобных направлений региональной экспансии.

Во-вторых, развитию сетевого бизнеса способствует активная политика администрации в отношении иногородних компаний. В Березниках самые низкие административные барьеры, актуальная информация о городе легко доступна. Один из последних примеров: администрации Березников и Чайковского совместно с министерством торговли Пермского края вышли с предложением к Mespano Cash & Carry об открытии торговых центров в этих городах. Подобная ситуация типична, например, для Соликамска и Нижнего Тагила.

Показательно развитие трех основных сегментов потребительского рынка. В городе работают две крупнейшие продовольственные сети Пермского края — «Семья» (два супермаркета) и «НормаНВиват» (пять супермаркетов), развиваются местные сети «Караван» (компания «Атлант-Сервис-Эфа», представлена также в сегменте бытовой техники) и «Ярмарка»: 8 и 18 магазинов соответственно. На рынке бытовой техники и электроники присутствуют федералы «Эльдорадо», «Эксперт», в конце прошлого года пришла крупная самарская сеть «Сателлит», сильны позиции местных игроков. Усиливается конкуренция на авторынке: в середине мая стало известно о возможном выходе в Березники пермской компании «Авто-Сити». Другие крупные пермские автохолдинги «Машинный двор» и «ЭксАвто» работают в Березниках с бюджетными марками еще с 2003 года. В декабре этого года «ЭксАвто» планирует ввести в эксплуатацию крупный мульти брендовый автоцентр.

Втретьих, высоко оценивается потенциал социально-экономического развития города: в рейтинге по этому показателю Березники занимают второе место после Нижнего Тагила. В городе планируется и уже реализуется ряд крупных инвестиционных проектов, которые послужат для него хорошим стимулом.


В Верхней Салде, Нефтекамске и Стерлитамаке власти, напротив, демонстрируют политику закрытости.

Где не дотянули Основной сдерживающий фактор для сетевых компаний как потребительского, так и других рынков — серьезный дефицит недвижимости и неопределенность в строительном секторе. Объем предложения торговых, офисных и складских площадей в Березниках — один из самых низких среди других 15 малых городов. В развитии территории заинтересованы сразу несколько крупных застройщиков, однако сроки реализации проектов остаются под вопросом (см. «Пошла реакция»).

Из менее значимых факторов отметим сильные позиции города с точки зрения развития инфраструктуры гостеприимства, финансового сектора, связи, возможностей аутсорсинга, стоимости деловой поездки в город.

Остается на повестке дня и вопрос транспортной доступности.

Город проигрывает другим малым и на рынке труда. К примеру, в сопоставимом по потребительским возможностям Чайковском заработная плата ниже на 6%, а средние учебные заведения выпустили в 2005 году в два раза больше специалистов. Впрочем, привезти на постоянную работу топ-менеджера или управленца среднего звена из Перми гораздо дешевле изза более низкой стоимости жилья.

У Нефтекамска более существен потребительский потенциал, Чайковский сильнее по инфраструктуре гостеприимства. Оба обладают большими возможностями на рынках труда и недвижимости.

Умножение на дваОтметим, что в Березниках выгодны вложения как в развитие деловой инфраструктуры (прежде всего коммерческой недвижимости, транспортно-логистических услуг), так и собственно сетевого бизнеса. Ближайшие конкуренты в борьбе за предпринимательский капитал — Нефтекамск и Чайковский.

Таблица

Дополнительное преимущество Березникам дает географическое положение: на расстоянии 26 км находится Соликамск, который по результатам нашего исследования также входит в группу наиболее перспективных городов для развития бизнеса. Бизнес в общей связке нивелирует возможные риски, связанные прежде всего с рынком недвижимости, и усилит преимущества Березников в глазах инорегиональных инвесторов.

Таблица 2.

Основные показатели социально-экономического развития БерезниковФакторПоказатель200420052006 Потребительские возможностиВыпуск товаров и услуг (отгрузка), тыс. руб. на душу населения-193,54226,61 Оборот розничной торговли, тыс. руб. на душу населения25,1229,6143,00 Оборот платных услуг, тыс. руб. на душу населения7,657,159,33 Оборот общественного питания, тыс. руб. на душу населения1,942,432,18 Численность парка автомобилей, ед. на тысячу жителей111118124 Индекс доступности жилья1, лет--7,5 / 6,2 Транспортная доступностьРемонт основных автомагистралей до Перми, Челябинска, Уфы, Тюмени, Оренбурга, % от общей протяженности 10,07,610,9 Рынок трудаСреднемесячная номинальная заработная плата, руб.6 5918 54210 417 Доля населения с высшим и средним профессиональным образованием, %-30,5- Стоимость привоза топ-менеджера среднего звена на постоянную работу из областного центра, тыс. рублей2--1480,5
931,5Инфраструктура гостеприимстваКоличество мест в гостиницах --160 Уровень загрузки (процент свободных мест), %--75 СвязьКоличество интернет-кафе на 10 тыс. жителей--1,7 Количество точек крупных сетей салонов сотовой связи на 100 тыс. жителей--10,5 Финансовый секторКоличество банков / банкоматов--6 / 43 Стоимость деловой поездкиСтоимость деловой поездки3--3 982 1 На осень 2006 / на апрель 200 Отношение стоимости однокомнатной квартиры (38 кв. метра) при текущем уровне цен к средней заработной плате
2 На осень 200 Годовая з/п и покупка 1-комн. квартиры
3 На осень 200 Включает проживание в гостинице, возможность воспользоваться интернетом, питание, поездка на такси по городу, средняя стоимость билета до областного центра

48,0

Рейтинг Березников среди вторых городов Большого УралаФакторыРанги города по уровню условий ведения сетевого бизнесаСправочно: Вес фактора при принятии решения о выходе*,
% Потребительские возможности9

35,3

Деловая инфраструктура13

10,4

Транспортная доступность11

0,9

Инфраструктура гостеприимства (гостиницы, общественное питание6

9,3

Рынок труда10

8,2

Недвижимость (торговая, офисная, складская)15

3,8

Связь (сотовая, Интернет)6

1,6

Финансовый сектор (банки, страховые и лизинговые компании)3

1,1

Возможности аутсорсинга (такси, клининг, кадровые агентства, аудиторско-консалтинговые и юридические компании)3

5,0

Потенциал развития2

5,5

Административное регулирование1

1,0

Стоимость деловой поездки8


Таблица 3.


* 5,2% - прочее

Источники информации

Инвестиционные проекты, реализуемые в городе
Проект
(компания, реализующая проект или инициатор)Отрасль,
в которой реализуется проектОписание проектаОбщая необходимая сумма инвестиций,
млн рублейСтепень реализации проектаНачало реализации проекта
(срок подписания договоров с подрядчиками, начала финансирования) Строительство Новоберезниковской ТЭЦ (ТГК-9)ЭлектроэнергетикаПланируемая мощность станции - 418 (418) МВт, тепловая мощность - 510 Гкал/ч. 14 348Ведутся предпроектные проработки вариантов строительства, подбор площадки, экспертиза территорий потенциального провала2007-2008 / срок реализации - 5 лет Строительство стекольного завода (Русская содовая компания)Промышленность строительных материаловПроизводство стекла марки М1 - 440 тыс.т3 000Ведется работа по получению участка под строительство технологических корпусов предприятия2005-2006 / срок реализации - 3 года Организация собственных энергетических мощностей (Уралкалий) ЭлектроэнергетикаПроизводство тепла и электроэнергии - 77,5 МВт2700 (в т.ч. 1650 - заемные средства)Завершение строительно-монтажных работ первой очереди, подготовка документов для строительства второй очереди2003-2004 / срок реализации - 4 года Реконструкция основного производства на базе Березниковского содового завода (Русская содовая компания)ХимическаяПроизводство кальцинированной соды марки А - 540 тыс. т850 (в т.ч. 600 - заемные средства)Утверждено ТЭО, проводится государственная экспертиза2005-2006 / срок реализации - 2 года Источник: Администрация Пермского края, данные компании

В качестве источников информации по городу Березники использовались собственные маркетинговые исследования; информация, полученная в ходе экспертных интервью с участниками рынка; данные администрации города Березники, территориального органа федеральной службы государственной статистики по Пермской области, центра занятости населения города Березники. Информацию по недвижимости предоставил Пермский аналитический центр, по салонам сотовой связи — «ЦИФРОГРАД», «Евросеть», «Телефон.Ру» (все — Москва), «Агентство гуманитарных технологий» (Екатеринбург), по рынку труда — кадровые агентства «АПРАЙТ» (Екатеринбург), «Анкор» (Москва), по дорожному хозяйству — Федеральное управление автомобильных дорог «Южный Урал», министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, управление автомобильных дорог Свердловской области, Федеральное управление автомобильных дорог «Урал», управление автомобильной магистрали Самара — Уфа — Челябинск Федерального дорожного агентства.

Исследование «Вторые города Большого Урала» проведено аналитическим центром «Эксперт Урал» с февраля по декабрь 2006 года (методика и результаты исследования см. «Посторонним вход», «Э-У» № 47 от 18.12.0 Первая публикация проекта посвящена Верхней Салде, см. «Третий звонок», «Э-У» № 19 от 21.05.07).


Мост тронулся Неестественный отбор Тюменское каре Переоценка ископаемых ценностей Нас накрывает Невостребованный престиж Перевод без трудностей 36,6 шага от центра Китайский рецепт

Главная / Новости