Главная / Новости / Определимся с девушками Очевидно, какой бы ни была стратегия развития страны в целом (а судя поинициативам высших органов власти, во внешней политике этоэкономическое, политическое и военное доминирование на пространствебывшего СНГ, позволяющее оградить себя от хаоса и необоснованныхпретензий на приграничных территориях; и внятная, последовательная истабильная энергетическая стратегия по отношению к Западу в обмен надоступ к перспективным рынкам), Урал при любом раскладе, по меткомувыражению известного геополитика Вадима Цымбурского (см. «Пятаяскрепа», «Э-У» № 11 от 22.03.04), будет играть роль «центральнойскрепы», которая обеспечивает связанность территории. Связанностьэкономическую, позволяющую стране интегрироваться в глобальнуюэкономику как на Востоке, так и на Западе, и, как следствие,политическую. Почти20 лет прошло с тех пор, как мы застряли в заданной нам семьюдесятьюгодами советской власти жесткой матрице территориального развития. Онаустарела, поскольку создавалась под внутренние и внешние угрозы,которые давнымдавно канули в Лету. Мы считаем, что настало времязадуматься над вопросом: какой должна быть в будущем территория Россиии какое место в ней может быть отведено Уральскому региону? Составимновую матрицу Итак,новая матрица территориального развития Урала должна отвечать какминимум двум задачам: создания инфраструктуры для развития промышленныхпроектов и в широком смысле — для жизни. Основное внимание уделяетсяпока промышленной составляющей. Эта сфера хорошо знакома и понятнабольшинству специалистов, отвечающих за развитие территории еще ссоветских времен. Но не будем забывать, что цель развития территории —не только и не столько промышленные проекты. Их много в Нигерии иЗаире. А между тем добавленная стоимость оседает в Штатах и Европе.Наша цель — сделать так, чтобы как можно больший пласт добавленнойстоимости, создаваемой на базе уральской промышленности, в регионе иоставался. Для этого необходимо, чтобы люди, получающие зарплату идивиденды, жили и тратили деньги здесь. Для этого нужны коммуникации — дороги, логистические центры,трубопроводы, транзитные аэропорты. Понятно, что все это темыфедерального уровня. Но Урал это не только точка транзита — это еще иважный источник стратегического материала, прежде всего нефти, ихимической и металлургической продукции. Поэтому перед этим региономставится вторая задача — встраивать собственный промышленный комплекс влогистическую систему страны, а значит, возникает необходимостьсоздания промышленной инфраструктуры внутри региона — энергетической икоммуникационной. И, наконец, можно много говорить о том, что Урал этоядро страны, скрепа и т.д. Но ядро не может быть крепким, пока оносостоит из слабо связанных между собой элементов. Пока же Урал какместо для жизни людей — работы, досуга, потребления, образования —представляет собой разобщенное и по российским, и уж тем более поевропейским, меркам пространство из нескольких городов-миллионников ипары десятков крупных «вторых» городов. Запять лет самых серьезных экономических успехов на территории БольшогоУрала добились Тюмень (номинальный ВРП вырос в 4 раза), Оренбург,Челябинск, Свердловск и Башкирия (рост ВРП — 2,2 — 2,9 раза). В то жевремя Удмуртия, Пермский край и Курганская область отстали от среднихтемпов прироста. Территориальные зоны роста промышленного сектора мы определили. Дляэтого было проведено исследование трех с половиной сотен инвестиционныхпроектов, начатых в Уральском регионе в период 2003 — 2006 годов изапланированных на ближайшие годы (см. «Даешь десять процентов», «Э-У»№ 38 от 16.10.06). Напомним основные итоги. Но этот рост не будет равномерным — самые большие бонусы получат Тюмень, Екатеринбург и Оренбург. Даже без учета будущих инвестиционных проектов в промышленности идругих секторах экономики средний прирост ВРП Урала (не считаяТюменской области, ХМАО и ЯНАО) в течение трех ближайших лет составит6% в год. Основным фактором роста являются инвестиционные проекты,которые были начаты в промышленном секторе в 2003 — 2006 годах. А еслиудастся реализовать хотя бы часть проектов, которые инвесторызапланировали на 2007 — 2008 годы, произойдет настоящий перелом.Внедрение даже половины этих проектов позволит вывести экономикурегиона в 2009 году на 10процентный уровень прироста. Переливатьиз пустого в порожнее не будем — все проекты развития промышленнойинфраструктуры, начиная с очевидных и срочных (завершение строительствачетвертого энергоблока Пермской ГРЭС в Добрянке, достройка БелоярскойАЭС, строительство трубопроводов) и заканчивая долгоиграющими,рассчитанными на перспективное развитие (железнодорожная ветка,позволяющая осваивать проект «Урал промышленный — Урал Полярный» идр.), известны. На среднем уровне будет развиваться промышленность остальных, за исключением Удмуртии и Кургана. Реализация этих «очевидных» проектов — всего лишь вопрос времени. Проблема, на наш взгляд, в другом. И логика их обоснования тоже проговорена неоднократно. Будет ветка,позволяющая осваивать Полярный Урал, — появится мощный кластер дляроста металлургии. Будет достроена Добрянка — СУАЛхолдинг запустит свойпроект БАЗ2 и т.д. Можем ли мы оставить все как есть, то есть дать тем, кто «умирает»,возможность мирно покинуть геоэкономическое пространство, а остальным —развиваться кто как сумеет? Конечно, нет. Сверхконцентрация населения вЕкатеринбурге или Тюмени за счет сокращения жителей Кургана, Ижевскаили Перми это такая же опасная и недальновидная цель, как перенаселениеМосквы за счет вымирающих регионов. Если регионы сумеют создать основудля конкуренции с Москвой завтра, то послезавтра страна сможетконкурировать и с Европой за человеческий капитал. Но, к сожалению,пока перед Курганом и многими «вторыми» городами маячит вполне реальнаяперспектива вымирания. Найдем место для жизни По словам губернатора Пермского края Олега Чиркунова, на переговорах суправляющими компаниями крупных федеральных холдингов ему выдвигали триосновных условия переноса штабквартир в Пермь: условия для жизни,условия для образования детей (причем котирующегося по мировым меркам)и удобная транспортная развязка. Безусловно, сегодня лучшим по этимкритериям является Екатеринбург. Здесь самый высокий уровень развитияинфраструктуры, высокая концентрация торговых, развлекательных,спортивных центров, самое большое число федеральных и международныхсетевых операторов сферы торговли и услуг. Удобная транспортнаяразвязка через аэропорт Кольцово позволяет перетянуть значительнуючасть пассажиропотока из соседних регионов. Благодаря расположению вЕкатеринбурге относительно большего количество штабквартир федеральныхкомпаний и политических структур (консульств и представительств)открыто наибольшее количество прямых рейсов с другими странами.Наконец, здесь в полтора-два раза выше частота железнодорожных рейсов вмегаполисы и крупные города региона, в несколько раз выше объемыгрузоперевозок и оборота оптовой торговли по сравнению с другимикрупными областными центрами Урала. И дальше спираль раскручиваетсясама собой: деловая активность и хорошие условия для жизни привлекаютлюдей из других городов, штабквартиры компаний, бизнес, туристов. Проработка только этой модели развития экономики неизбежно приведет кеще большему расслоению регионов Урала по уровню ВРП и, в конечномсчете, усилению миграционных потоков. Следующий и, вероятно, последний кандидат в пределах Урала — Тюмень,совершившая самый сильный рывок в экономическом развитии за последниенесколько лет. Это произошло главным образом благодаряперераспределению сверхдоходов от нефтегазовых потоков всего северногорегиона именно в пользу «столицы деревень». Фактически Екатеринбург уже занял место центра региональной логистики и самой крупной точки концентрации штабквартир. И в развитых странах такое определение уже произошло. Поэтомуфранцузская провинция в массовом порядке не стремится мигрировать вПариж. Для того чтобы добиться подобного баланса, и нужно занятьсясозданием инфраструктуры для жизни, связкой городов, формированиемединого пространства для жизнедеятельности. Итак, казалось бы, явные лидеры определены. Стоит ли другим областнымгородам биться за роль центров деловой активности? При нынешней моделиразвития — да. Но тогда, очевидно, будет одиндва победителя и множествопобежденных. А в конечном счете, проигравшими окажутся жители этихгородов и регионов. Помните, за что герой фильма «Игры разума» Джон Нэшполучил Нобелевскую премию? В фильме эта ситуация смоделирована такимобразом: если все мужчины попытаются завоевать расположение самойкрасивой девушки, проигнорировав ее подруг, то в итоге победит лишьодин, все остальные окажутся проигравшими, поскольку ни одна из подругне захочет оказаться в положении «запасного варианта». Выиграть можно,достигнув «точки равновесия по Нэшу», заранее определившись сдевушками. Под эту задачу в течение 2006 года аналитический центр «Эксперт Урал»провел исследование уровня качества и стоимости инфраструктуры длябизнеса крупных областных городов и «вторых» городов регионачисленностью от ста до полумиллиона жителей. Результаты первого проектабудут опубликованы в январе будущего года, а итоги изучения потенциала«вторых» городов были представлены в предыдущем номере (см.«Посторонним вход», «Э-У» № 47 от 18.12.06). В нашем понимании инфраструктура должна быть направлена наудовлетворение спроса на качество жизни прежде всего со сторонысреднего класса, составляющего основу потребления и основу рынкаквалифицированной трудовой силы в развитой экономике. И это неполиклиники советского типа, в которые влито несколько дополнительныхмиллиардов по линии нацпроекта, это — качественная частная медицина.Это — не элитные, но в то же время и не бесплатные школы, причем схорошо оплачиваемыми и квалифицированными педагогами. И, наконец, эточастные детские сады, современные торговые центры, спортивныекомплексы, горнолыжные трассы и т.д. Чтобы выстроить этуинфраструктуру, нужно создать условия для прихода в этот секторчастного капитала. А для этого в свою очередь необходимо сформироватьотносительно дешевую и качественную инфраструктуру для бизнеса, причемориентированную именно на торговлю и услуги. Опыт решения проблемы расстояний и доступности в мире есть. Ещечетверть века назад Франция разработала технологию LGV (линии, покоторым курсируют высокоскоростные поезда, позволяющие развиватьскорость до 300 км/час). Ктото приобрел потом эту технологию, а кто-то,например Германия и Япония, разработали собственные проекты. Один из важнейших выводов, полученных в результате работы над этимипроектами, заключается в следующем: уровень развития деловойинфраструктуры не зависит от масштабов города. Зачастую привлекательныес точки зрения потребительского спроса города, такие как Уфа,Челябинск, Магнитогорск, Серов, Орск, Нефтекамск, Первоуральск, имеютнедостаточно высокий показатель деловой инфраструктуры. Но по крайнеймере, здесь есть потенциал. А вот как быть с городами, гдеградообразующие предприятия приказали долго жить? Среди них, например,Воткинск, Глазов, Златоуст, Курган. Не строить же в каждом из них поатомной электростанции. Свяжем города Эффект, который каждый из городов Урала получил от прихода сетевыхкомпаний потребительского рынка, переоценить сложно. Именно им городаобязаны взрывным ростом цен на коммерческую недвижимость, увеличениемспроса на кадры. Похожее происходило в послевоенной Германии, когдаохота за головами в производственном секторе опустилась на уровеньобычных рабочих и эмиссары от компаний колесили по всей стране,переманивая рядовой персонал. Освоив самые привлекательные крупныениши, сетевики двинутся, а где-то уже двинулись, в малые города. Нодальше процесс освоения потребительского спроса упрется в естественнуюпланку. Издержки на преодоление главного барьера для экономическоговзаимопроникновения регионов России — немыслимых по европейским меркамрасстояний — перестанут компенсироваться высокой отдачей, и секторуслуг и торговли остановится. Нельзя сказать, что подобные решения совсем не обсуждаются в России.РЖД уже объявила конкурс на покупку четырех скоростных поездов длямаршрута СанктПетербург — Хельсинки скоростью до 220 км/час. Правда,непонятно, почему именно 220? Разрабатываемая сейчас Европой на сменуLGV технология AGV позволит скоростным поездам в Европе преодолеватьрасстояния до 1 тыс. км уже со скоростью 350 км/час. Для России с ееогромными расстояниями можно было бы в качестве национального проектасмело рассматривать покупку такой технологии, не довольствуясьвчерашними разработками. Директор департамента регионального социально-экономического развития итерриториального планирования министерства регионального развития РФЮрий Перелыгин утверждает: национальная программа Южной Кореи позволитчерез два десятка лет преодолевать жителям 400 километров от Сеула доПусана не за два с лишним часа, как сейчас, а за 30 минут. Кажется, этопросто фантастика, учитывая, что мы сегодня, пробираясь по городу черезавтомобильные пробки на работу, тратим времени как минимум в два разабольше. Но именно этот путь обеспечения доступности и есть самыйэффективный. Никакая авиация не способна выдать такую скоростьпередвижений, хотя бы в силу ограничений на строительство аэропортовойинфраструктуры, затраченного времени на прохождение систем безопасностии так далее. Можно ли связать крупные города Урала, находящиеся нарасстоянии в 300 — 400 км, такие как Пермь, Екатеринбург, Челябинск,Тюмень, часовой доступностью? Вполне. Правда, тогда придется пересмотреть само понятие «Урал»: вероятно,находящиеся на расстоянии в тысячу километров Пермь и Оренбургсвязывать смысла нет, однако Оренбург вполне успешно может бытьвстроен в иную схему интеграции, например с Казахстаном. Ее внедрение на Урале позволило бы сразу получить два мощных эффекта:единый рынок потребления как минимум в 4,5 млн человек (с учетом толькообластных центров) и единое пространство для жизни, которое позволитсохранить и придать новый импульс «вторым» городам. Добавив сюда малыегорода, мы получим в перспективе единый рынок в 10 млн человек. Чем неконкурент Москве? Следующий шаг — связанность областных центров и «вторых» городов,которые, как мы прогнозируем (см. «Посторонним вход», «Э-У» № 47 от18.12.06), в ближайшие три года станут новыми зонами ростапромышленности и потребительского спроса. И в этом контексте не возникает проблем с нахождением новой ролидепрессивного Кургана в региональном распределении добавленнойстоимости: если в промышленное развитие он по объективным причинам невписывается, то объединение его транспортной сетью с близлежащимигородамимиллионниками способно придать такой импульс развития, какой непридаст ни один суперпроект в промышленном секторе. Но если мы хотим достичь нового качества развития, то должны двинутьсядальше и задуматься над тем, чтобы оставить в регионе тот пластдобавленной стоимости, который через зарплаты и дивидендыперераспределяется в потребительский сектор. Для этого необходиморешить задачу связанности территории транспортной инфраструктурой. Нас могут обвинить в том, что мы забыли огромный инновационный кластер.Мы сознательно оставили его за рамками исходя из приоритетов. Сначаланадо, как говорят японцы, собрать низковисящие фрукты — вложиться впромышленную инфраструктуру (если закончатся нефтегазовые доходы иначнется спад в металлургии, на инновации денег при любом раскладе нехватит), затем создать условия для жизни (инновации в Нигерии никому ненужны) и уже потом, а если останутся время и деньги — параллельно спервыми двумя задачами — карабкаться на вершину дерева и рвать плодыинноваций. Как растут уральские регионы: итоги года и первой пятилеткиЗа 2006 год совокупный реальный ВРП Урала (без учета ХМАО и ЯНАО) по прогнозу исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации «Большой Урал» вырастет на 6,7% против 6,9% в 2005 году Пока регионы даже не рассматривают подобных вариантов. Каждыйориентирован исключительно на собственный промышленный рост. Истратегии развития, большинство из которых уже прошли защиту вминистерстве регионального развития РФ, слабо коррелируют между собой.И уж тем более не учитывают возможностей для взаимной интеграции. Соберем низковисящие фрукты Подведем итоги. Как бы ни развивалась страна в ближайшие десятилетия,Уральский регион будет выполнять роль связующего звена территории, и вэтом смысле именно здесь, вероятнее всего, будут строиться основныелогистические узлы. Интеграция экономики региона будет идти по моделипромышленного развития. Рано или поздно инфраструктура этой модели(энергетическая и транспортная) будет создана. Пессимистичную модель мыне рассматриваем, поскольку это прямой путь к дезинтеграции всей страны. Быстрее, чем в среднем по региону, рос ВРП Челябинской области: рост номинального ВРП за пять лет — в 2,9 раза, прирост реального за последние два года — в среднем на 7,4% ежегодно. Двигателем роста ВРП попрежнему остается промышленность, причем в этом году по данному показателю Челябинск уступает разве что Тюмени. Самые высокие темпы роста уже несколько лет держит юг Тюменской области. Основной фактор роста — инвестиции в инфраструктуру со стороны регионального бюджета благодаря полученному бонусу от перераспределения в рамках тюменской «матрешки» доходов нефтегазовых северов, а также активность крупнейших промышленных компаний (промышленность по итогам 2006 года вырастет на 11 — 12%, это самый высокий показатель по региону). Прирост ВРП юга Тюменской области в 2006 году также выше остальных субъектов, наши прогнозы на ближайшие три года, опирающиеся на анализ начатых в субъекте инвестиционных проектов, еще оптимистичнее: Тюмень имеет все шансы увеличить темпы роста ВРП до уровня выше 10% в год.Серьезных успехов добился Оренбург: темпы роста ВРП по итогам прошедшего года составили 6,9% против 4,3% в 2005 году, что является результатом крупных инвестиций компаний ТЭК. Оренбургская область поддерживает также самые высокие темпы роста машиностроительного комплекса на Урале. Правда, Свердловская область отличается от других субъектов существенно более высоким (если не считать севера Тюменской области) уровнем денежных доходов населения — 10 тыс. рублей в текущем году, а также самым высоким темпом роста номинального показателя. Совсем немного по уровню доходов отстает Пермский край. В группе субъектов со средним доходом находятся Башкортостан и Челябинская область (около 8 тыс. рублей), причем темпы роста здесь ниже, чем в среднем по региону. Сильно отстают Оренбургская и Курганская области, а также Удмуртия, где уровень номинальных доходов в месяц составляет 5 — 6 тыс. рублей В группу регионов со средним приростом как по итогам последнего года, так и по итогам последних пяти лет попали Свердловская область и Башкортостан. Таким образом, за пять лет разрыв в размере ВРП между Свердловской областью и Пермским краем, между Башкортостаном и Удмуртией увеличился на 20%; между Тюменской областью и Пермским краем — наоборот, сократился вполовину. Относительно более низкий показатель прироста ВРП как по сравнению со средним по Уралу и Западной Сибири, так и по сравнению с российским уровнем — у Пермского края, Удмуртии, Курганской области. Неестественный отбор Тюменское каре Переоценка ископаемых ценностей Нас накрывает Невостребованный престиж Перевод без трудностей 36,6 шага от центра Китайский рецепт Бедный юрик Главная / Новости |
||