Главная / Новости / Возвращение* Подобный процесс несколькими годами раньше пережил книгоиздательский бизнес: прорыв произошел благодаря активности небольших частных издательств, ориентированных на узкий круг «своего» читателя. Полки детективов, боевиков, любовных романов в глянцевых и мягких обложках с полок, разумеется, не ушли, но появилась альтернатива — некоммерческая литература, как отечественная, так и переводная. В кинопрокате аналогичную функцию призваны выполнить кинозалы, ориентированные на показ «другого» кино — такого, которое по тем или иным причинам никогда не попадет в широкий прокат. Это новые авторские фильмы российских и зарубежных режиссеров, детское кино, за которым не стоит мощная рекламная поддержка голливудских гигантов, архивные, документальные ленты. У каждого такого зала своя специфика и политика, но вместе они обеспечивают зрителюпотребителю подлинную свободу выбора. К сожалению, эти начинания не всегда получают должную информационную поддержку. Рекламные бюджеты «малого проката» ничтожны, поэтому многие уральцы, привычно жалуясь на засилье Голливуда, и не догадываются, что рядом существует территория «другого» кино. Попробуем исправить это положение. На Урале возрождаются киноклубы и «малый кинопрокат», рассчитанный на «штучного» зрителя Ярким событием конца прошедшего года стала реанимация «Совкино». Городские власти передали кинотеатр в управление менеджерам «Салюта», фактически объединив муниципальные объекты. Это обеспечило старому кинотеатру средства, необходимые для реконструкции здания. Однако сразу встал вопрос: как будет позиционироваться новый кинотеатр? На том же пятачке в центре городе уже работают «Колизей» и «Салют». Чтобы вписать «Совкино» в сложившийся киноландшафт, ему необходимо было придумать новую нишу — так появилась идея зала артхауса. Директором кинотеатра стал Станислав Словиковский, основатель журнала «Стольник» и директор известного ночного клуба «Посторонним В». Под его руководством и начались радикальные преобразования. Сейчас «Совкино» существует в оригинальном формате молодежного киноклуба: одновременно функционирует как кинозал (там прошло уже несколько минифестивалей) и концертная площадка. По словам дирекции, именно концертная деятельность позволяет зарабатывать средства на продолжающуюся реконструкцию. Артхаус как таковой доходов пока практически не приносит. Изображая жертву В Екатеринбурге существует несколько общедоступных точек, где более или менее регулярно проходят просмотры «другого кино». Наиболее опытным и последовательным прокатчиком выступает муниципальный кинотеатр «Салют». Около 30% его показов составляют фильмы российского дистрибьютора, который так и называется — «Другое кино». «Салют» позиционирует себя как «семейный кинотеатр», поэтому кинопоказы для детей также занимают важное место в его расписании. Зарубежный артхаус регулярно показывают также в VIPзале кинотеатра «Колизей». Билеты там относительно дороги (около 300 рублей), зато условия просмотра комфортны. У коммерческого неуспеха авторского кино в России есть несколько причин. Первая — голливудская жвачка отбила вкус к хорошему, сложному кино у новых поколений зрителей. Вторая, но главная — нет грамотной информационно-рекламной политики. Небольшие объемы кинопроката не позволяют тратить деньги на рекламу, отсутствие внятного позиционирования становится камнем преткновения. Как разорвать этот порочный круг? Одна из возможных стратегий (ее и собирается реализовать новое руководство «Совкино») — сделать просмотр именно авторского кино, причем любого, престижной молодежной «фишкой», превратить кинотеатр в модную точку светской, а не только интеллектуальной жизни на карте Екатеринбурга. Цены в «Совкино» и «Салюте» демократичны: билеты на дневные сеансы стоят 50 — 100 рублей. Еще одна старая, но малоизвестная точка альтернативного проката — Свердловский областной государственный фильмофонд, расположившийся в небольшом особнячке на улице Блюхера. Главные направления деятельности фонда — работа с областными (муниципальными) кинозалами и организация кинопоказов в Екатеринбурге. Здесь можно выбрать любой фильм из обширного каталога госфильмофонда, существующего в Екатеринбурге уже более 70 лет. Фонд устраивает просмотры по заявкам организаций и частных лиц, с ним охотно сотрудничают средние и средние специальные учебные заведения. В здании есть собственный кинозал на 42 места, стоимость показа в нем — 500 рублей. А в ноябре прошлого года на базе госфильмофонда официально открылся киноклуб «Третье тысячелетие», ориентированный главным образом на искушенного взрослого зрителя, предпочитающего некоммерческое кино. «Третье тысячелетие» возрождает традиции киноклубов советских времен: многие екатеринбуржцы поколения 80х до сих пор вспоминают, например, атмосферу свободы, витающей на просмотрах в ДК автомобилистов. Ценителям документальных фильмов следует обратить внимание на Дом кино. Каждую осень в нем идут кинопоказы в рамках фестиваля «Россия», а зимой бывают повторы наиболее интересных лент в программе «По следам фестиваля». Дом кино тесно взаимодействует с Уральским союзом кинематографистов. К слову, в эти дни в нем идет фестиваль, на котором показывают новые работы уральских документалистов. Вход на такие просмотры, как правило, свободный, а если билеты и продаются, то их стоимость обычно не превышает 50 — 70 рублей. Гадкие лебедиПоказателен опыт «Острова». Кроме безусловных художественных достоинств, большую роль в прокатном успехе фильма сыграла грамотная информационная поддержка. Показ его на телеканале «Россия» объединил рекордную аудиторию (по данным пресс-службы канала, доля телезрителей от 18 лет и старше, посмотревших «Остров», составила 41,5%). В итоге некоммерческий по определению фильм не просто успешно откатан в России, но даже собрал около 3 млн долларов. А главное — привлек в кинотеатры новых зрителей. Сейчас Свердловский фильмофонд прокатывает в Екатеринбурге и области ленту Натальи Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль». В фильме занято немало звезд, но в широкий прокат он не попал. Впрочем, туда не попадают десятки фильмов, ежегодно снимаемых на государственные деньги при поддержке Государственного агентства по культуре и кинематографии. Вместе с тем появление в прокате таких некоммерческих лент, как «Эйфория» Ивана Вырыпаева и «Остров» Павла Лунгина, несколько лет назад трудно было даже представить. Что влияет на прокатную судьбу авторских фильмов? У зрителей появится выбор, у кинотеатров — новые зрители (что немаловажно в ситуации, когда темпы роста числа кинозалов опережают рост зрительской аудитории), у кинокомпаний — имидж и деньги для расширения производства. Если не сумеет, отрасль рискует впасть в системный кризис перепроизводства никому не нужных коммерческих кинозалов и коммерческих кинофильмов. Конечно, кассовых рекордов авторское кино не побьет, как не побил их фильм Лунгина. Ну так не этого от него и ждут. Его цель — утолить непреходящий духовный голод тех, кто видит в кино не «главнейшее из всех» (потому что массовое), а просто искусство. Если кинобизнес от производства до проката сумеет в ближайшее время грамотно разыграть карту авторского кино, в плюсе окажутся все. Станислав Словиковский: Дополнительные материалы: Екатеринбургский аэропорт «Кольцово» снизил цену на авиатопливо Лесопереработчики надеются вытеснить импорт Распад Союза На мигающий зеленый Рост популяции КОТов Майбах, наркотики и легальный софт Считаем по складам ВТБ прекращает выдачу кредитов на строящееся жилье ЧТПЗ загнет по-новому Главная / Новости |
||