Главная / Новости / Своя логика Одной из основных причин того, что екатеринбургская авиакомпания «Авиапрад» прекратила в начале этого года производственную деятельность, стала неудовлетворительная работа ее логистической службы. Из 12 самолетов, имеющихся в распоряжении «Авиапрада», 11 были взяты в лизинг. Чтобы ежемесячно отчислять значительные платежи, авиакомпания должна была активно эксплуатировать воздушный парк, при этом держать наполняемость пассажирских кресел не ниже 70%. Этот пример наглядно демонстрирует, насколько в условиях жесткой конкуренции между транспортными компаниями важна работа логистов — специалистов в оптимизации грузопотоков. Они способны сделать компанию лидером рынка или превратить ее в банкрота. Уральские транспортные компании испытывают дефицит логистов: новичков приходится обучать самостоятельно. Частично проблему должно решить создание нового логистического учебного центра. Между тем до последнего времени профессиональных логистов на Урале не готовили. И вот в Екатеринбурге начало работу Уральское отделение Международного центра логистики (МЦЛ, Москва) — первый в регионе специализированный учебный центр этого направления. Московский МЦЛ работает в рамках Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), региональное отделение создано на базе Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС). В центре будут обучаться логисты, уже имеющие образование и опыт практической деятельности; основное преимущество — возможность получения сертификата по европейскому стандарту ELA/ECBL. Нехватку квалифицированных специалистов в области логистики отмечают многие транспортные и логистические операторы Урала. «В основном не хватает людей, компетентных в конкретных областях логистической деятельности, — говорит директор компании “АсстрА Урал” Сергей Акимов. — На мой взгляд, причины кадрового дефицита в России заключаются в отсутствии образовательных заведений, готовящих специалистов не общего профиля, а с четкой профессиональной ориентацией. К тому же, далеко не все знания, а тем более практические навыки, можно приобрести за партой». — Основным принципом кадровой политики нашей компании является выращивание кадров на местах, — говорит также директор транспортной компании «ТрансКом» Денис Нейгебауэр. — Когда к нам приходит человек, не имеющий профильного образования, мы проводим для него различные тренинги и квалификационные курсы. Логистика — достаточно сложная дисциплина, находящаяся на стыке экономики, математики, логики и права. «Главное, — рассказывает вице-президент холдинга “Стратег” Николай Якушев, — научить способности мыслить и оцифровывать мысль. Дело в том, что процесс обучения в средней и высшей школе в первую очередь настроен на запоминание, изучение прошлого опыта и в меньшей степени — на создание новых продуктов и процессов. А логист — это созидатель, находящий оптимальный вариант решения многокритериальной задачи». По словам директора по стратегическому развитию транспортной компании «Лорри» Александра Трахтенберга, главное, что получают новые работники — умение вдумчиво и кропотливо работать с документами. В компании «АсстрА Урал» каждому начинающему логисту приходится проходить обучение: оно включает ознакомление с законодательством, регулирующим международные перевозки, приобретение навыков работы с экспедиторскими документами и многое другое. Внутреннее воспитание Специальность «Логистика» появилась в российских вузах недавно. Предложение профессионалов подобного профиля на рынке труда значительно ниже спроса, единственный выход для бизнеса — обучать кадры своими силами. К примеру, компания «Уралтранс» давно решила проблему дефицита логистов путем создания внутренней системы обучения: среди учредителей и управляющих этой компании один доктор технических наук и четыре кандидата, совмещающие практическое управление, научные исследования и преподавательскую работу в УрГУПС. Кстати, именно для этих целей и была создана Европейская логистическая ассоциация (ELA): логистические операторы из Евросоюза выработали общие стандарты работы, методы взаимодействия и требования к навыкам персонала. Стандарты сертификации логистов ELA/ECBL приняты в 2005 году. Для Урала они пока в диковинку: наши работодатели привыкли не доверять дипломам и сертификатам. «Разумеется, специалист с сертификатом ELA/ECBL имеет преимущество перед остальными недипломированными соискателями при приеме на должность логиста, — говорит Денис Нейгебауэр. — Подобный сертификат говорит о том, что перед вами специалист, соответствующий требованиям мирового уровня. Таких кадров в России очень мало: эта сертификация добровольная и не является обязательной при приеме на работу». Однако одновременно с интеграцией в мировую экономику нам придется решать и многочисленные проблемы взаимодействия с иностранными компаниями, в том числе в области международной логистики. Потребуются логисты, знакомые с европейскими принципами организации цепей поставок, отвечающие высоким требованиям международных компаний. Проблему нехватки таких специалистов и должно решить создание Уральского отделения МЦЛ. Центробежная сила С ростом экономики потребность в логистах будет только увеличиваться, поэтому необходимость появления специализированного учебного центра отмечают все участники рынка. Сергей Акимов: «Активное развитие логистических и транспортных компаний, расширение деятельности уже работающих и приход на российский рынок мировых лидеров позволяют с уверенностью говорить о том, что спрос на профессионалов в области логистики будет расти. И появление образовательного центра, думаю, будет способствовать разрешению ситуации с дефицитом кадров». По мнению Дениса Нейгебауэра, Екатеринбургу необходим логистический образовательный центр, однако он должен входить в структуру надзорного органа в сфере логистических услуг: «Необходимо создать учреждение, которое способно решать проблемы не только образовательные, но и касающиеся работы рынка. Оно должно содействовать в организации взаимодействия между логистическими операторами, обеспечивать законодательное и документальное сопровождение всех операций на рынке, тесно сотрудничать с государственными структурами». Операционный логист - ElogSO Персонал операционного/ функционального уровня управления логистическими процессами и видами деятельности, в том числе: транспортировкой, складированием, грузопереработкой, управлением запасами, управлением сервисом, управлением заказами, логистической поддержкой производственных операций, информационной поддержкой логистики и управления цепями поставок. Высшее, незаконченное высшее или среднее образование. Опыт работы в области логистики не менее 1 года Очное дневное, 3.5 месяца (135 часов) Старший логист - ElogSE Менеджеры или консультанты, занимающиеся планированием, координацией или контроллингом различных компонентов логистической системы.Координаторы логистического процесса в функциональных сферах бизнеса компании и/или в компонентах сетевой структуры цепей поставок.Инспектора, контроллеры, аудиторы, аналитики, менеджеры высшего звена логистики компании. Высшее образование. Опыт работы в области логистики не менее 3 лет. Наличие документально подтвержденных зарубежных тренингов или стажировок по логистике (не менее одной недели). Наличие выполненного логистического проекта по объекту профессиональной деятельности кандидата или гипотетическому объекту Вечернее / очно-заочное, 1.5 года (504 часа, обучение только в Москве) Логист стратегического уровня - ElogST Старшие менеджеры, старшие консультанты или директора со значительным опытом работы в области логистики/управления цепями поставок (стратегические менеджеры). Руководители высшего ранга из других сфер бизнеса, взявшие на себя должностные обязанности логиста стратегического уровня Высшее образование. Опыт работы в области логистики не менее 5 лет. Знание разговорного английского языка и логистической терминологии на английском. Наличие документально подтвержденных зарубежных тренингов или стажировок по логистике (не менее одной недели). Наличие выполненного логистического проекта (на русском и английском языках) Обучение в России пока не производится Источник: Международный центр логистики Таблица. Уровни сертификации по системе ELA/ECBL Больше практики О стандартах ELA/ECBL, учебном центре и перспективах его развития рассказывает руководитель Уральского отделения Дополнительные материалы: Международного центра логистики, доктор технических наук, профессор УрГУПС Владимир Самуйлов Владимир Самуйлов — В 2003 — 2004 годах Европейская логистическая ассоциация (ELA) и Европейский сертификационный комитет по логистике (ECBL) разработали новую систему стандартов и требований к компетенциям специалистов. ECBL — независимая организация, она включает государства, которые на добровольной основе поддерживают единые стандарты. Их введение позволяет европейским странам сохранять общий уровень требований к логистам и поддерживать их мобильность. Кроме того, эти стандарты разрабатывались совместно с работодателями и отражают их запросы. — Что представляют собой стандарты ELA/ECBL? — Да. В 2002 году в ГУ-ВШЭ создали отделение ECBL — Национальный сертификационный комитет по логистике (НСКЛ). С 2000 года там уже действовал Международный центр логистики (МЦЛ), крупнейший в России учебный центр по этой специальности, на его базе и стало проводиться обучение по этой программе. У МЦЛ несколько отделений по всей стране, наше — первое в Уральском регионе. — Россия присоединилась к этой системе? — Спрос очень велик: к нам постоянно поступают заявки от предприятий, которые хотят повысить квалификацию логистов. Самое перспективное направление сейчас — корпоративная логистика; бизнес понимает, что каждый элемент логистической цепи — транспорт, склад, сбыт — должен зарабатывать деньги. Потребность в логистах очень велика, грузопотоки через наш регион в ближайшие годы будут резко увеличиваться, а это дополнительная нужда в кадрах. — Почему возникла необходимость в создании такого центра? — Логистика — наука об оптимальном распределении грузопотоков. Чем выше квалификация логистов компании, тем быстрее, дешевле и безопаснее будут доставлены ее грузы. — В чем ценность этих специалистов? — В России долгое время не было образовательного стандарта по логистике, он появился совсем недавно. Была только специальность в рамках менеджмента — «Управление в транспортно-логистических системах». Сейчас вузам, чтобы просто получить лицензию на специальность «Логистика», требуется год-полтора. И нужны квалифицированные кадры, а таких слишком мало. Поэтому логично было создать такой центр на базе УрГУПС: преподавателей у нас достаточно, сейчас в центре преподают три доктора экономических и технических наук и 12 кандидатов. — Почему центр создан на базе именно вашего университета? — У нас больше задач технического характера, ролевых игр, наглядности и фактического материала. Мы даем не общие курсы, а учим решать конкретные проблемы. Когда мы провели пробные занятия, слушатели нас попросили организовать больше практики, семинаров, приглашать профессионалов из логистических компаний. И мы внесли эти изменения в нашу программу. Стараемся давать все, что максимально может быть использовано в деятельности: технологии перевозки, прием, погрузку, размещение грузов, нормативные документы, особенности грузоперевозок по России, ценообразование, штрафы. — Что нового дает эта программа по сравнению с программами в рамках специальности «Менеджмент»? — Сейчас мы обкатываем тематику и основные направления. Пробный курс рассчитан на 72 часа, выпускник получает удостоверение о повышении квалификации в сфере логистики. Возможно обучение 100 часов, а также более 500, тогда вручается диплом о дополнительном профессиональном образовании. Вообще сертификация ELA/ECBL предполагает три уровня: операционный логист (ElogSO), старший логист (ElogSE) и логист стратегического уровня (ElogST). Для начала мы планируем проводить обучение только по первому, операционному уровню: специалистов более высокой квалификации мы выпускать пока не готовы — На какой срок рассчитано обучение? Общий экономический язык Канал перекрыт Картбланш на реформы Урал становится точкой притяжения мировых инвестиций В поисках газа Финансирование строительства аэропорта «Большое Савино» исключается из краевой инвестпрограммы Финансовый кризис не отразился на инвестпрограммах уральских предприятий Узники подземелья О пользе электрошока Главная / Новости |
||