Главная / Новости / По возможности и способности Рост — абсолютный, падение — относительноеКак известно, динамика может быть хорошей, только если считать от нуля. Однако пример региона показывает: несмотря на бурное развитие и первичную насыщенность рынка банковских платежных карт, резервы для дальнейшего значительного роста есть. И сохранятся они, похоже, на протяжении еще минимум двухтрех лет. Для регионального рынка банковских платежных карт 2006 год выдался особым. Совокупное количество карт, выпущенных для физических лиц на территории Урало-Западносибирского региона (Тюменской, Свердловской, Челябинской, Оренбургской, Курганской областей, Пермского края, Башкортостана и Удмуртии, ХантыМансийского и ЯмалоНенецкого автономных округов), перешагнуло психологически важную отметку — 10 миллионов. К 1 января 2007 года оно составило 11 030 638 штук. Чтобы в полной мере осознать масштаб рынка, достаточно вспомнить: совсем недавно, пять лет назад, объем эмиссии в целом по стране составлял 10,5 млн карт (данные Банка России на 01.01.02). Правда, с тех пор многое кардинально изменилось. Впрочем, несмотря на зафиксированные успехи локальных рынков, в федеральном масштабе пластик концентрируется в Москве и Московской области: к началу нынешнего года там выпущено 31,5 млн карт, это 42,3% от общероссийской эмиссии (74,6 млн штук). Любопытна динамика: на 1 января 2003 года доля столичного региона составляла 24%. За 2003 и 2004 годы она выросла до 32,2%, в 2005м — до 41,4% и в прошлом году — до 42,3%. Судите сами. В 2005 году рынок отметил первый полноценный юбилей — десятилетие. Массовая реализация зарплатных проектов на Урале развернулась в 1995-м, хотя точечное распространение карт началось несколькими годами раньше. Очевидно, что за десять лет участниками рынка сделано немало (более подробно — в статье «С Москвой и без Москвы», см. «ЭУ» № 10 от 13.03.06). Но темпы роста рынка только увеличиваются: если в 2005 году прирост составил 2 млн карт (32,9%), то в 2006 году — более 2,7 млн карт (33,2%). Соответственно, бурный подъем уральского рынка в абсолютных показателях оборачивается падением в показателях относительных. Доля Большого Урала в национальной эмиссии теперь составляет 14,8%. Год назад было 15,2%, два — 17,7%, три — 19,8%. А по состоянию на 1 января 2003 года на регион приходилось 25% федеральной эмиссии, что сегодня воспринимается как фантастически высокий показатель. Как бы то ни было, все понимают: концентрация финансовых потоков в Москве неизбежно стягивает в центр инструменты обслуживания этих потоков. И в обозримом будущем ситуация вряд ли изменится. Анализ структуры операций по банковскому пластику, «прописанному» на территории Урало-Западносибирского региона, показывает: доля безналичных расчетов в торгово-сервисной сети (ТСС) с использованием банковских платежных карт последовательно увеличивается. По данным Банка России, в 2005 году в целом по стране она составляла 5%, в прошедшем году — уже 8%. При этом местные показатели значительно выше: 13,4 и 14,6% соответственно. Правда, объемы потраченных на покупки денежных средств в относительных цифрах выглядят скромнее — 2,49% в 2005 году и 2,95% в 2006 году. Но за этими процентами — многие миллиарды рублей. Кстати, детализация среднестатистических показателей по отдельно взятым территориям в разрезе последних двух лет весьма показательна. Переход наличностиБанковские карты практически всех представленных на Урале платежных систем (см. «Системотехники», с. 33) исправно выполняют востребованные клиентами функции. Большую часть повседневных платежей — за услуги ЖКХ, стационарной и сотовой связи, интернетпровайдеров — давно уже можно провести через банкоматы, и продвинутые владельцы карт пользуются доступным сервисом. Число транзакций по оплате товаров и услуг растет на фоне бурного развития торгово-развлекательных центров и, соответственно, покупательской активности. Последняя стимулируется кредитными картами: снимать наличные невыгодно изза высокой комиссии, а в ряде случаев — повышенной процентной ставки. Впрочем, окончательное решение о том, как именно пользоваться картой, всегда остается за ее владельцем. Многим обладателям пластика попрежнему удобнее несколько раз в месяц снимать деньги в банкомате и тратить наличные, нежели оплачивать покупки картой. Таким образом, дело не в возможностях, а в потребностях и способностях держателей карт. Причем, вопреки стереотипу, уровень финансовой грамотности не определяется количеством карт в отдельно взятом субъекте РФ. Правило «чем больше карт, тем больше доля безналичных операций» не работает. В ТСС в 2005 году зарегистрировано 23,7 млн операций на сумму 14,3 млрд рублей (средняя сумма транзакции — 601 рубль). Доля важнейшей функции пластика — безналичной оплаты товаров и услуг — в общем объеме транзакций по итогам предыдущего года составила 13,4%. Да, не так много, но тенденция все-таки положительная. Например, в 2002 году на долю таких операций приходилось 12,5%, а в 2004м — 12,8%. Львиная доля операций в ТСС (7,0 млн, или 29,7% от количества в целом по региону) зарегистрирована в Башкортостане. Предпосылки создали банк УралСиб и власти республики активным участием в свое время в развитии безналичных расчетов с использованием карт. Средняя сумма покупки по карте сравнительно невелика, 212 рублей. Люди готовы оплачивать небольшие повседневные покупки, и это, пожалуй, наиболее убедительное подтверждение того, что пластик работает каждый день, а не только при разовых крупных покупках. Работает каждый день Итак, оглянемся назад. В 2005 году по картам физических лиц в целом по Большому Уралу зафиксировано 177,3 млн транзакций, большая часть которых, 153,6 млн (86,6%), пришлась на снятие наличных. В общей сложности за год снято 557,8 млрд рублей. Средняя сумма операции — 3632 рубля. Лидером в этом функциональном сегменте пластика стали Тюменская область, ХМАО и ЯНАО (в статистике Банка России сведения по этим трем территориям даются единой строкой). Здесь осуществлено почти 44,7 млн транзакций (29,1% от общего количества операций по снятию наличных в регионе), а средняя сумма оказалась много выше — 5212 рублей. В 2006 году по картам оплачено 34,8 млн покупок (на 46,8% больше по сравнению с 2005 годом). Совокупная сумма операций — 24,2 млрд рублей, средний чек — 694 рубля. Как и год назад, в лидерах Башкортостан: 8,5 млн операций, или 24,5% от общего числа таких операций по региону. Средний чек — 282 рубля. Теперь — данные по 2006 году. В целом по региону по картам физических лиц проведено 237,3 млн операций: на 60 миллионов (33,8%) больше, чем в 2005 году. Традиционное первенство — у операций по снятию наличных: 202,5 млн транзакций на общую сумму 795,9 млрд рублей (средняя сумма — 3931 рубль). И все же доля таких операций в очередной раз снизилась — до 85,4%. Как и год назад, большая часть подобных транзакций зафиксирована в Тюменской области, ХМАО и ЯНАО: 55,8 млн операций (27,5% от показателя по региону) со средней суммой 5710 рублей. На полюсах статистикиС одной стороны, лидерство Башкирии в части развития безналичных расчетов в региональном масштабе неоспоримо. С другой — анализ отдельно взятого локального рынка, без сравнений с соседями, вызывает еще больший оптимизм, вряд ли очевидный для всех участников уральского рынка банковских платежных карт. Оказывается, в Башкирии на долю расчетов в ТСС в 2006 году пришлось 23,8% от общего числа операций по картам. На других территориях региона складывается следующая картина. Доля операций по оплате товаров и услуг в 2006 году в Удмуртии достигла 18,2%, в Свердловской области — 14,0%, в Пермском крае — 13,7%, в Челябинской области — 13,4%, в Курганской — 11,1%. Любопытна статистика и по отдельно взятой Оренбургской области. Именно эта территория оказывается на «полюсе наличности», обгоняя все другие территории Большого Урала по доле операций снятия денег. В 2006 году она составила 92,7%. Соответственно, на безналичные операции в Оренбуржье приходится 7,3%. Это чуть меньше, чем в среднем по России, и значительно меньше, чем в среднем по Уралу. Кстати, в признанно «наличностных» Тюменской области, ХМАО и ЯНАО доля операций по снятию в общем объеме транзакций составляет 88,1%, а доля операций в ТСС — 11,9%. При подготовке статьи использованы статистические данные, размещенные на официальных сайтах Банка России, Сбербанка России, платежных систем, а также расчеты, сделанные на основе этих данных. Столь ощутимые величины — вполне достойный результат года. И если к платежным системам, банкамэмитентам и торговым центрам в продвижении безналичных расчетов наконец-то присоединится государство, то новые достижения рынка, выводящие наличные из тени, не заставят себя ждать. Системотехники На Урале представлено около десятка платежных систем — международных, федеральных, локальных. Среди них Visa, MasterCard, «Золотая корона», Сберкарт, Юнион Кард, Accord. Как показывает мониторинг статистики, публикуемой самими платежными системами, степень их информационной открытости напрямую зависит от коммерческих успехов: чем выше показатели карточного бренда, тем более полные и оперативные сведения можно почерпнуть из официального первоисточника. Дополнительные материалы: Международная платежная система MasterCard, также активно осваивающая российский рынок банковского пластика, текущие результаты работы на территории РФ не обнародует. Тем временем только лидер на рынке пластика Сбербанк России эмитировал 8,6 млн карт MasterCard. Очевидный лидер как в федеральном, так и в локальном масштабе — попрежнему платежная система Visa. К началу этого года в России находилось в обращении более 32 млн карт, что на 42% превышает аналогичные показатели годичной давности. На долю Visa приходится 43% национальной эмиссии. При этом с каждым годом набирает обороты тенденция, наметившаяся еще в начальный период освоения регионов в 2000 — 2001 году, когда карты Visa в большей степени, чем конкуренты, использовались для расчетов в торгово-сервисной сети. Так, оборот по картам Visa в ТСС в стране на конец 2006 года увеличился на 68% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года и составил более 5,7 млрд долларов США. Количество транзакций по картам Visa в ТСС увеличилось на 73% и превысило 98 миллионов. Сбербанк России с 1993 года развивает платежную систему Сберкарт. Как российская платежная система (РПС) Сберкарт создана в конце 2005 года. Учредители (наряду со Сбербанком): Национальный резервный банк, Межрегиональный инвестиционный банк, Русско-германская лизинговая компания (РГ Лизинг) и BGS Smartcard Systems AG (Австрия). Как декларирует система, «по показателям РПС Сберкарт занимает лидирующее положение среди российских платежных систем <…> Ориентирована на рынок массовых ежедневных платежей населения». Количество микропроцессорных карт Сберкарт превысило 3,1 млн штук. Данных по оборотам, в том числе в ТСС, Сберкарт не публикует. Среди российских платежных систем передовые позиции занимают «Золотая корона» и Сберкарт, которые делают ставку на микропроцессорные карты. В системе «Золотая корона» на 01.01.07 эмитировано более 4,5 млн карт, из которых 83,6% — микропроцессорные и 16,4% — магнитные. Обороты по ним по сравнению с аналогичным периодом 2005 года выросли на 63,7% и составили 199,6 млрд рублей. Доля безналичных операций в торгово-сервисной сети — 35,4%. Как утверждает сама «Золотая корона» на официальном сайте, это «лучший показатель среди всех платежных систем на российском рынке». Прирост безналичного оборота в 2006 году по сравнению с прошлым годом составил 72,2%. ФАС признало факт сговора структур ЛУКОЙЛа и «Газпромнефти» на розничном рынке Тюмени Главный редактор журнала «Эксперт» стал новым президентом «Медиасоюза» Новый проект Евраза будет полезен компании еще не скоро Запуск первой мини-ГЭС в Свердловской области запланирован на октябрь Финансовой системе России угрожает крах, считают некоторые аналитики Олег Чиркунов вошел в топ-лист журнала «Финанс» Смольный в чистом поле Больше денег для УВЗ Добыча газа на Ямале вырастет, нефти - снизится Главная / Новости |
||