Главная / Новости / Считаем по складам Очевидно: сегмент складской недвижимости сегодня на подъеме. Заметный прирост инвестиций начался в 2005 году, но тогда преобладала реконструкция старых складских помещений. В 2006м объем вложений увеличился, на рынке стали появляться объекты качественно иного уровня, приближенные к международным стандартам. Сегодня, по мнению специалистов компании Praedium (брокерские и консультационные услуги в области коммерческой недвижимости, Москва), начался новый этап: в регион идут крупные международные компаниидевелоперы с кратно большими финансовыми возможностями. До 2009 года количество качественных складских проектов будет нарастать. 11 апреля холдинг AVS Group (Екатеринбург) провел презентацию крупного транспортно-логистического центра. Комплекс площадью 40 га расположится на пересечении Екатеринбургской кольцевой автодороги и Березовского тракта. Общая площадь складов класса В и В+ составит около 200 тыс. кв. метров, объем инвестиций AVS Group, которому будет принадлежать четвертая чась комплекса, — порядка 30 млн долларов. Узел позиционируется как международный и межрегиональный, предназначен для обработки товарных потоков, перевозимых железнодорожным и автомобильным транспортом. Неделей раньше московская группа компаний «Авалон» и российский филиал британской инвестиционной группы Raven Mount представили в доме правительства республики Башкортостан проект «Логопарк-Уфа» также площадью 40 га на развязке трассы федерального значения. Запланированы технопарк и складской терминал класса А площадью 100 тыс. кв. метров. Комплекс будет предоставлять логистические услуги полного спектра от хранения до экспедирования товаров. Затраты оцениваются в 80 млн долларов, окупаемость — 7 — 9 лет. Ввод намечен на конец 2008 года. Предполагается, что «Логопарк-Уфа» войдет в сеть логистических комплексов «Мегалоджикс», создаваемую инициаторами проекта в 14 городах России. Деньги — в склад Наибольшая инвестиционная активность наблюдается в Екатеринбурге и Свердловской области. В городе реализуется крупный проект — Евроазиатский международный транспортно-логистический центр в районе железнодорожной станции Гипсовой (закрытые складские помещения и склады временного хранения — 130 и 10 тыс. кв. метров соответственно). Объем инвестиций — 3,6 млрд рублей. Инициаторами выступили правительство Свердловской области, администрация Екатеринбурга, к проекту присоединились компания «Урал-контейнер» и транспортно-логистическая компания «Лорри». В Верхней Пышме федеральная девелоперская компания «Евразия логистик» создает логопарк «Пышма», пуск первой очереди ожидается уже к августу этого года. В районе Новосвердловской ТЭЦ строительство складского терминала ведет Национальная логистическая компания, площади будут поделены между инвесторами и деловыми партнерами проекта. Реализуется проект корпорации «Абак» — терминал «Чкаловский». Кроме того, заявлено несколько проектов меньшего масштаба. Интенсивный рост производства и развитие торговых сетей увеличивают потребность бизнеса в складских комплексах. Между тем уральский рынок складов характеризуется практически полным отсутствием помещений класса А/В+ и В. По оценкам аналитиков ИДК «Алур», неудовлетворенный спрос на качественные складские площади в четырех крупнейших городах Урала (Екатеринбурге, Челябинске, Перми, Тюмени) достигает 1,4 млн кв. метров. Высок потенциал инвестиционной активности в Тюмени, однако большинство проектов пока в стадии обсуждения. «Дефицит качественных складских площадей сохранится как минимум до 2009 — 2010 годов, до этого ни один из крупных проектов, заявленных в сегменте складской недвижимости, не будет выполнен. В настоящее время реализуется пятьшесть небольших проектов общей площадью 20 — 25 тыс. кв. метров, но при существующем дефиците они не окажут значимого влияния», — оценивает рыночную ситуацию в городе генеральный директор ИДК «Алур» (Москва) Михаил Уринсон. Подвижки есть и в Челябинске. Местная инвестиционная компания «Лайнер» выступила инициатором и девелопером возведения первого на Южном Урале логистического терминала. Предварительная стоимость — 169 млн долларов, срок окупаемости — до пяти лет. Ведутся консультации с финскими и австрийскими инвесторами. Правда, пока «большинство пытается приобрести существующие объекты по максимально низкой цене, чтобы после вложений получить качественные площади», — отмечает эксперт агентства недвижимости «Компаньон» (Челябинск) Станислав Ахмедзянов. Сделай самКомпании, остро нуждающиеся в логистических мощностях, при отсутствии адекватного предложения принимают роль девелопера на себя. Они вынуждены заниматься непрофильным бизнесом, вместо того чтобы направлять средства на освоение новых рынков и расширение позиций в своих отраслях, указывает на особенность момента директор департамента складской недвижимости компании Becar Commercial Property (СанктПетербург) Владислав Ковалевский. В Перми «для начала полномасштабного строительства крупных комплексов спроса местных потребителей его явно не хватает. Частично он будет удовлетворяться небольшими локальными проектами и строительством складов для своих нужд», — констатирует руководитель экспертноаналитического отдела Пермского аналитического центра Ирина Трубинова. Тем не менее администрация Пермского края объявила о строительстве в городе крупного логистического центра. По замыслу, он должен объединить все виды грузовых потоков на территории региона. В краевом бюджете-2007 на создание проектносметной документации заложено 5 млн рублей. В качестве потенциального инвестора рассматривается компания «Ренова». Возводя склады под свой бизнес, компания решает сразу две задачи: получает объект с характеристиками, подходящими только ей, и закладывает в проект запас площадей для дальнейшего расширения. Примеры строительства складов «под себя» в Екатеринбурге показывают «ЮнилендЕкатеринбург», «Калина», «Балтика», в Перми — «Норма», в текущем году реализацию собственного проекта начнет «Линия 7». Среди логистических компаний свой проект реализовала «Кинетика» (Екатеринбург), построив складской комплекс класса А площадью 12 тыс. кв. метров. Создание складских терминалов площадью 10 тыс. кв. метров в начале 2008 года планирует транспортно-логистическая компания «Лорри». Одним из сдерживающих факторов активного освоения сегмента служит недостаток удачно расположенных земельных участков, оснащенных необходимой инфраструктурой. «Свободных участков не так много. Как правило, они предлагаются в составе уже устаревших складских и производственных комплексов. С одной стороны, это означает удорожание земли, с другой — требует дополнительных затрат на снос помещений. Все это в конечном счете увеличивает сроки окупаемости», — поясняет директор центра «Недвижимость для бизнеса» корпорации «Перспектива» (Пермь) Игорь Голубев. Возникают проблемы и с переводом земель из категории сельскохозяйственного назначения в категорию промышленного. К тому же строительство высококлассного склада требует существенных капиталовложений, а такими средствами могут располагать лишь очень крупные отечественные и иностранные компании. Свято местоНесомненным преимуществом инвестирования в складскую недвижимость является востребованность потенциальными арендаторами. Стоимость и продолжительность строительства при сопоставимом уровне доходности (15 — 20%) значительно меньше, чем в других сегментах коммерческой недвижимости Сроки окупаемости длиннее, чем в торговом или офисном: в среднем для регионов — семь лет. Таблица 1 Проекты складских и логистических комплексов в некоторых городах УралаИнициатор проекта (название)Площадь складских помещений, тыс. кв. мКлассПериод реализации проекта ЕкатеринбургКорпорация «Абак» (терминал «Чкаловский»)250ВОкончание строительства 2011 г. ОАО «ЕАМТЛЦ» (Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр)140А, В+Окончание строительства 2010 г. Холдинг «Международное логистическое партнерство»100АНет данных Группа компаний «Оборонснабсбыт»25А2007-2008 гг. Сетевой логистический оператор «Relogix»Нет данныхАI очередь - 4 квартал 2007 года ЧелябинскИК «Лайнер» 130АI очередь - конец 2008 г.II и III очереди - 2009 г. ПермьГруппа компаний «Норма»30Нет данных ООО «Камтрансстрой-Плюс»10АОкончание строительства - начало 2007 г. Уфа«Авалон» и «Рейвен Раша» («Логопарк-Уфа»)100АВвод объекта - конец 2008 года ООО «Башкирский товарно-оптовый рынок»100АI очередь - конец 2007 г.II очередь - сентябрь 2008 г.Окончания строительства - 2010 г. Несмотря на препятствия, выход крупных инорегиональных девелоперов на уральский рынок складов продолжится. Новое строительство заложит относительно высокий качественный уровень объектов: они будут обладать большими площадями и располагаться на развязках крупных транспортных магистралей. Промедление с выходом в складской сегмент местных девелоперов может обернуться потерей доходной ниши — ее займут профессиональные игроки международного уровня. В таком случае на долю региональных компаний останется лишь реконструкция существующих объектов. Дополнительные материалы: Таблица 2 Проекты складских сетей в крупнейших городах УралаИнициатор проекта (название)Города, включенные в реализацию проектаПлощадь складских помещений, тыс. кв. м.КлассПериод реализации проекта Девелоперская компания «Евразия логистик» ЕкатеринбургI очередь - 85, 8АI очередь - август 2007 г.II очередь - 109,2II очередь - декабрь 2007 г.III очередь - 84,5III очередь - август 2008 г.Уфа250конец 2008 г.Транспортно-экспедиторская компания «Евросиб»Екатеринбург20-30АI этап - 2008 г.ЧелябинскII этап - 2008-2012 гг. Коропорация «Единая международная сеть таможенных складов»(«Великий шелковый путь»)ЕкатеринбургI очередь - 30А2008 - 2010 гг. II очередь - 40Тюменьнет данныхПермьУфаОператор складских комплексов «VVV Company»Екатеринбург100 (типовые проекты)АНачало строительства - 2007 г.УфаПермьЧелябинскИжевскОренбург Навеянное временем Для одних компаний строительство складов — логичное развитие бизнеса, для других — вынужденная мера. С приходом на рынок большего числа профессиональных девелоперов каждый будет заниматься своим бизнесом, считает директор по стратегическому развитию компании «Лорри» Александр Трахтенберг Александр Трахтенберг — Строительство складских помещений логистическими компаниями — мера рациональная с точки зрения повышения эффективности бизнеса в целом. А вот для торговых и иных компаний такой шаг полностью оправданным назвать нельзя. Строительство и эксплуатация недвижимости — отдельный, самостоятельный бизнес, который имеет риски, присущие только ему. — Александр Соломонович, сегодня масса логистических и торговых компаний строят складские комплексы для нужд собственного бизнеса. Насколько это целесообразно? — Отвлечение присутствует всегда. Компания, инициирующая финансирование проекта, предлагает участие в нем собственными средствами на уровне 30%. Суммы могут доходить до нескольких миллионов долларов. Если денежный поток текущей деятельности не такой мощный, а эффективность существующего бизнеса не на высоте, нагрузка очень заметна. Поэтому начинать, а главное — доводить до конца понастоящему масштабные проекты могут только крупные компании. — Учитывая, что строительство отвлекает ресурсы от основного бизнеса, компания какого масштаба может себе его позволить? — Со временем строительство торговыми и иными компаниями собственных складских помещений сойдет на «нет», торговым компаниям выгоднее будет передать складскую логистику на аутсорсинг. Произойдет некоторый спад в строительстве складских помещений «под себя», что подстегнет тарифы за хранение. — Каким вы видите развитие ситуации? Без вести пропавшие Законный фактор Не прокатит «Ашанов» будет больше Ловцы сетью Беспризорный рынок Погоня за «ангелом» Германия притягивает ТМК сэкономит на кадрах Главная / Новости |
||